Окрестности Черчета с бывшими объектами подхоза УС «Ангарстрой» , поселка строителей нефтепровода Куюмба-Тайшет; ЧП по лесопереработке и др.

     90-е годы ХХ века – это  десятилетие, включающее годы с 1990 по 1999 г.,   характеризуется окончательным исчезновением социалистического лагеря, распадом СССР, рыночными реформами и глубоким экономическим и политическим кризисом в России.  Но все это еще было впереди. В жизни черчетцев произойдет важное событие — они проголосуют за ликвидацию колхоза им. комиссара Бича и создание на его базе подсобного хозяйства УС «Ангарстрой». Никто не предвидел что их ждет впереди. Было ясно лишь то, как они жили колхозом, то есть кооперативом по производству сельскохозяйственной продукции. Постараемся охарактеризовать  районного колхозно-совхозного производства в целом по Тайшетскому району и на фоне их приведем показатели колхоза им.Комиссара Бича.

                        Продолжаем публиковать статьи из районной газеты о с. Черчет.

Буртовой В. Черчетские зарисовки (Бирюсинская новь, 5 апреля 1991 г.)

Новый  «хозяин»

           ПОЧТИ два года назад мне пришлось писать  о Черчете, о социально – экономических проблемах  этого села. Дела в ту по­ру в  колхозе имени комиссара Бича были не блестящи. Многие годы хозяйство упорно влезало в «долговую яму», жило на до­тация государственные, и никак колхозники не могли свести концы с концами, рассчитаться со своими кредиторами и вылез­ти из омута   нерешенных про­блем.

    Однако в то время у них поя­вилась реальная возможность в корне изменить свою жизнь. Жизнь вечных должников.

      Глаз на колхоз имени комиссара Бича положило управле­ние строительства «Ангарстрой». Прикинули  строители, про­считали все, обсчитали расходы и доходы и пришли к выводу, что, взяв  под свое «крыло» от­сталое хозяйство и превратив его из государственного предприятия по производству сельскохозяйственной продукции в подсобное хозяйство большой строительно – монтажной организации УС «Ангарстрой», сделают хорошее де­ло. И   черчетцам и для себя. Сельчане. как и прежде, будут производить продукцию живот­новодства, правда. уже не как колхозники, а как рабочий под­хоза, а строители вложат средства в развитие  производственнных мощностей  своего подразделения, и, конечно же, в социальную сферу села

Судили — рядили черчетцы не­долго. Были и противники превращения самостоятельного колхоза, который, правда, был в долгах, как в шелках,    сельскохозяйственное подразделение УС «Ангарстроя» и которых коробило , что впредь колхоз не будет колхозом, а подсобным хозяйством.  Это задевало самолюбие некоторых. Сторонники яростно доказывали обратное, , что это единственный путь поправить и исправить дела свои давно пошатнувшиеся  

     «Коль нашелся сильный партнер, готовый помочь нам,  так за  чем же отказываться». — говорили они. А убеждали осторожных у потому, что верили руководству УС «Ангарстрой». Позиция третьих была по-философски  проста:  «Хрен редьки не слаще».

В конце концов сошлись на одном: «поживем — увидим».   Сибирский крестьянин до своей  натуре консервативен. Но консерватизм  его не носят реакционного  оттенка, а  консерватизм  расчетливого, осторожного хозяина, не привыкшего принимать опрометчивых  решений. Наученные горьким опытом разных  реорганизаций, укрупнений  и  разукрупнений, соединений и  разъединений, колхозники старших поколений, помнящие те недалекие времена, когда это было, с осмотрительностью относятся к   новшествам.  Однако и  молодежь не сломя  голову бросилась в неизвестность.

Как бы то ни было, теперь у черчвтцев новый «хозяин». В июне 1989 г.  заранее подготов­ленные документы были подписаны, колхоз  «превратился» в подсобное  хозяйство имени комиссара Бича  УС «Ангарстрой». Сбылась ли  мечта бывших кол­хозников о «зажиточной» жизни?

Я в рабочие пошел бы, пусть меня научат

Переучивать в Черчете никого не надо было. Разницы нет что записано в трудовой книжке: колхозник ли , или рабочий, все равно тем же делом занимаются черчетцы. Как и раньше выращивают скот на мясо, ухаживают  за коровами. , получают молоко, пашут, сеют, косят и прочее. Одним словом, крестьянствуют. Только вот в отличие  от других крестьян, труженников других колхозов района,  имеют они привилегию — бесплатный проезд на железко- дорожном транспорте один раз в  год. Льгота эта  распространяется  и на УС «Ангарстрой», подчи­ненное Министерству транспортного строительства. Может, и  пригодится она кому из сельчан.  

Совершая наше  путешествие»  по подсобному хозяйству, заглянули мы в молочно товарные фермы,  и в беседе со скотниками  задавали им такой вопрос: «Чувствуется ли,  что теперь вы  не колхозники, а рабочие  одного из подразделений строительства подразделений строительства ?  В  ответ —  пожимание плечами,  неопределенность. Оно и  понятно. Изменений в их  деятельности  ведь никаких не произошло, век  ухаживали за животными, так и ухаживают. Готовят корм, раз­дают его. Убирают стойла. Работа та же, что и прежде. Вот только получать стали  больше и то по той причине, что фермы переведены на аренду.

В подхозе две МТФ, два аренд­ных звена. Научились животно­воды считать каждую копейку. Теперь куда попало не потратят деньги, пустят в дело, а сэконо­мив  знают, что получат за своя труды больше. Корма выдают по норме, молоко сдают с хоро­шей жирностью. Отсюда и на зарплату грех жаловаться. Если раньше скотники   до двух соте м дотягивали, то теперь в среднем за прошлый год средне­месячная заработная плата перевалила за  шесть сотен рублей. Те­перь. как попало, никто не будет работать, совесть не позволяет. Да лодырей и  прогульщиков в арендных  звеньях не держат. Не хотят трудиться, как надо, скатертью дорога. Рабочих рук  в селе хватает, найдутся  желающие и на ферму,

Прямая зависимость от конечного результата своего  труда и бригады на откорме крупно рогатого скота, которая, кстати, тоже работает на аренде. Быков они сдают весом не меньше чем по 400 — 450 кг., и строго придерживаются арендаторы этих норм.

 Директор подхоза Андрей Сергеевич Ронжин  рассказывал случай, когда они ни на йету не отступают от своих обязательств.   Получилось так, что в школьной столовой закончилось мясо. Казалось бы эка беда, в деревне да не найти его. Забей быка, зарешь свинью вот и есть чем накормить школьников. Но когда директор обратилась к мужикам работающим на откорме молодняка выручить , то те наотрез отказались сделать забой. Почему? Да потому что не оказалось у них в стаде в то время быка весом хотя бы близким к сдаточному. А недовеска они не дали.

Из положения тогда вышли , мя­со в столовую нашли. Но этот пример лишний раз  доказывает, что никто теперь  не относятся безразлично к своей работе. А за качество болеют все.

С размахом ведется строитель­ство в подходе. Кроме уже упо­мянутых двух МТФ на террито­рия бывшего аэродрома, кото­рый за ненадобностью  превра­щен в промышленную зону, где разместится кроме животновод­ческого комплекса и машинный двор, намечено построить два по­мещения для молодняка на 400 голов, колбасный цех производительностью  одна тонна в месяц, коровник с молочным блоком на 200 голов, свинарник на  500 го­лов и ремонтно- механическую мастерскую. Кстати, здание РММ готово, но пока еще не оборудовано, потому под его огромными сводами — гараж для техники хозяйства.

Впечатляет такой размах. Без  малого почти в 15 миллионов рублей обойдется все это УС «Анарстрой». Но в скором вре­мени затраты окупятся с лих­вой. Рачительный хозяин не бу­дет бросать деньги на ветер.

Мясо, произведенное подсоб­ным хозяйством  реализуется коллективам тайшетских строительно-монтажных поездов. В прошлом году его продано горо жанам 120 тонн, но это именно  с тем мясом, которое было закуплено у жителей села Черчет.  По какой цене продавать мясо строителям  –  решал совет тру дового коллектива УС «Ангарстрой»: четыре рубля за килограмм. В накладе никто не остается.

Что дала смена вывески?

      Пока еще рано  делать окончательные  выводы о том, что дала колхозам смена «вывески» в хозяйстве. Однако первые итоги  уже можно поднести.

Большие трудности испытывали черчетцы многие годы    с электроснабжением. Потребление электроэнергии  увеличивалось, а строительство новой линии электропередачи  было не под силу хозяйству. Не хватало средств. Бывало что и  лампочки в избах горели  вполнакала из-за низкого   напряжения в  сети.

Директор подхоза Ронжин А.С.

С пуском же в скором времени новых ферм , мастерской и других производственных объектов, потребление электроэнергии возрастет. Что делать тогда? Поэтому уже с началом строительства животноводческого комплекса и РММ тянулась новая ЛЭП протяженностью 20 километров. Скоро не будут сельчане и хозяйство испытывать дефицит электроэнергии.

За неполных два года в хозяйстве окультивировано 250 га полей и пастбищ. И, наконец, полным ходом идет строительство промзоны. Возведение объектом в подсобном хозяйстве взяли на себя строители. Директору не приходится решать вопросы снабжения , думать что где достать.

— Не болит у меня теперь голова на счет  шифера, кирпича, труд, — говорит директор подхоза А.С.Ронжин,  — Главное для меня теперь — это давать сельхозпродукцию. Строители занимаются своим делом, мы своим. Взаимопонимание у нас полное.

Что касается перехода на рыночные отношения, то директора не пугает будущее. Хозяйство, считает он, может выжить и при рынке. Отчего у него такая уверенность?  Все очень просто. Производство того же мяса обходиться черчетцам не так уж и дорого, и реализуют они его не в ущерб себе. А если все подорожает, то и тогда подхоз не останется в убытке.

Ну что ж, бывшим колхозникам  виднее, как лучше: или жить на государственные дотации, или имея надежного партнера, в лице строительно-монтажного управления, потихоньку  — помаленьку вставать на ноги. Но как человеку со стороны, не специалисту, мне кажется, что самостоятельности у черчетцам поубавилось, стало ее меньше. Простой пример. Основные фонды теперь подхоза приобретает «Ангарстрой». Любой трактор, любой автомобиль, , комбайн , можно купить только с согласия руководства УС.  Даже цену на мясо, как вы помните, установил  СТК Управления.  Но в том, что сменилась в хозяйстве вывеска есть свои минусы и плюсы.

Один из плюсов — это развитие социальной сферы села Черчет. Уже сейчас строится много жилья. Скоро вступит в строй детский сад-ясли на 75 мест. В плане — строительство школы на 90 мест с бассейном, спортзалом. Открыты комплексный приемный   и фельдшерско-акушерский пункты. В перспективе собираются провести водопровод, а сделав это, можно будет благоустраивать дома.

   Пока же основное внимание уделяется строительству производственных объектов, с которых  увеличится выпуск  продукции животноводства , появятся деньги , часть которых можно будет пустить на социально-бытовые нужды.

   Черчет живет своей жизнью . За два года произошли хоть и не огромные , не большие перемены, и не малые для такого села. Даже и то что сделано и построено в подсобном хозяйстве уже впечатляет. Так что, со сменой «вывески»  меняется облик Черчета и отношение живущих  в нем к привычному делу.

В.Буртовой.

*   *   *

        Внесем некоторые уточнения в главу № 2  «Село на взгорье. Черчет» от    06.11.2020 г. по датам постройки автодорог. Мы писали:

     В 1989 г.  ныне легендарная автодорога Тайшет – Шелаево , сооружаемая   поколениями начальников и депутатов непременно областного уровня и рабочими Тайшетского ДРСУ,  с грехом пополам дотянулась до Черчета. И , пройдя за  огородами с северной стороны села, настырно и кое-как на 5 км проползла далее в сторону Шелаева. По еще недостроенной дороге с радостью покатили черчетцы и гости к ним. Центральная улица преобразилась – ее под шумок дорожного строительства отсыпали гравием, ликвидировав ямы и ухабы, прикрыв  вековая грязь, все равно   влезавшая по обочинам уличной дороги.»  

На 7-ой сессии Совета народных депутатов что состоялась в октябре 1991 г доклад зам. председателя Райисполкома Зелезинского А.А. «О строительстве на селе» был опубликован в «Бирюсинской нови» 30 октября 1991 г.  В частности он сказал : план строительства 1989 — 1991 гг. объектов соцкультбыта был напряженным, тем не менее были построены….ФАП (фельдшерско-акушерский пункт)  и КПП (комплексный приемный пункт бытового обслуживания населения) в подсобном хозяйстве имени комиссара Бича в деревне Черчет…». Интересно, что черчетское подсобное хозяйство  названо имени комиссара Бича. Ведь так назывался колхоз, который был ликвидирован в 1991 г., следовательно исчезло и название.

   Далее в докладе Зелезинский А.А. сказал: Введена автодорога  Черчет — лесовозная дорога У 235  протяженностью 5.5 км, с вводом данной дороги при любых погодных условиях жители северного куста могут приехать в районный центр». (Бирюсинская новь, 30.10.1991 г.).

   Была ли эта лесовозная дорога У-235 основой той, что строится сейчас? Конечно. Что касается сроков сооружения лесовозной дороги в районе с.Черчет мы тоже не ошиблись :      «В 1989 г.  ныне легендарная автодорога Тайшет – Шелаево…дотянулась до Черчета».. И Зелезинский А.А. отчитывался на сессии о строительстве дорог периода 1989 — 1991 гг.

    Вопросы социально-экономического развития Тайшетского района, города Тайшета в начале 90-х годов были в центре внимания органов местной власти – ухудшение жизни на развалинах СССР и социализма требовали это. В феврале районная газета опубликовала доклад зам.главы администрации Тайшетского района, начальника экономической службы района об итогах  социально-экономического развития района за 1991 г. В разделе о содержании и строительстве автодорог местного значения было отмечено: » Построены и введены в эксплуатацию автодороги между населенными пунктами Черчет — Мирный , Шелехово — Покровка, Запань — Троицк — 15.5. километров Тайшетским ДСУ-6″ (Бирюсинская новь, №25 от 15.02.1992 г.) .

                                                                      *   *   *

      Строительство автодороги до пос. Новобирюсинска в июле 2020 г.  почти закончено: Не асфальт, зато проехать можно. В Тайшетском районе построили трассу до деревень, куда раньше добраться можно было только по зимнику или железной дороге. 11 километров проложили через болота. …
     Тяжелый каток утрамбовывает новую грунтовую дорогу на севере Тайшетского района. Слой за слоем строители наращивают уровень трассы. Они подняли ее на несколько метров. Это необходимо для того, чтобы бескрайние болота не поглотили автомобильный путь. За два года дорожники сделали то, что раньше казалось невозможным — проложили через топи 11 километров полотна.

— За два года были выполнены следующие виды работ — отсыпка земельного полотна. Более 360 тыс. м3. грунта. 55 тыс м3 щебеночной-песчаной смеси. Также устройство трех железобетонных мостов через реки Пойма, Каменка и Талая, — говорит начальник строительного участка Артем Назаров.

    Протяженность самого большого моста — 150 метров. Остальные поменьше — 90 и 15 метров. Все их возвели с учетом возможных подтоплений. Весной и осенью таежные реки сильно разливаются. Поэтому основания переправ укрепили. Также отсыпали противопаводковые дамбы. Для стока воды здесь проложили 11 гофрированных труб и установили дренажную систему. Строители говорят, все эти меры позволят защитить дорогу от повреждения.

     Местные жители рассказывают, раньше про дорогу к селу Мирный и деревне Шалаево слагали легенды. Она была одной из самых разбитых в Прибайкалье. Решить проблему пытались в 80-х годах прошлого века. Но тогда строители смогли проложить трассу только до реки Пойма. Дальше она обрывалась. Десяток деревень были отрезаны от мира. Добраться до районного центра можно было только по зимнику или железнодорожной магистрали. При этом ехать приходилось с пересадками со стороны соседнего Красноярского края.

 

 — Здесь была трасса плохая. Летом через вот эти реки дороги вообще не было. Был брод, когда вода маленькая. Ужасная. На данный момент у нас есть прямая связь с районным центром. Намного стало лучше, — говорит житель села Мирный Игорь Пугачев.

    Дорожники почти завершили строительство проезжей части. Сейчас устанавливают металлические ограждения. Параллельно обустраивают прилегающую к трассе территорию. Работы планируют завершить в августе. Кроме того, в прошлом году местные власти запустили паром через Бирюсу. Таким образом появилась автомобильная связь и с отдаленными деревнями на противоположном берегу реки.
   — Мы также забрали себе на баланс переправу, которая была в 25 учреждении. Поэтому сообщение сейчас до Новобирюсинска, включая Шалаево, сообщение пока соответствует всем требованиям, — говорит мэр Тайшетского района Александр Величко.
    Рядом с деревнями появились автобусные остановки. Междугородних маршруток здесь никогда не было. После ввода трассы в эксплуатацию местные власти планируют найти перевозчика. В самих населенных пунктах строители тоже отремонтировали дороги и даже сделали тротуары» (Вести — Иркутск, 19.07.2020 г. И.Пыхалов.  В Тайшетском районе построили дорогу до деревень, куда через болота было не добраться. )».
Итак отметим несколько фактов , и прежде всего о строительстве дороги в 80-90 годы ХХ в. :
1. в октябре 1991 г. автодорога  Черчет — лесовозная дорога У — 235  протяженностью 5.5 км, с вводом данной дороги при любых погодных условиях жители северного куста могут приехать в районный центр
2. «в 1991 г. построены и введены в эксплуатацию автодороги между населенными пунктами Черчет — Мирный ,….»
3. Новое строительство дорога строилась в три этапа:   2019 год; два этапа     в 2020 году.

   4. 21.07.1918 г. В Иркутской области дорогу Тайшет-Шиткино-Шелаево покроют асфальтом ( https://trans.ru/news/v-irkutskoi-oblasti-dorogu-taishet-shitkino-shelaevo-pokroyut-asfaltom) :   В этом году власти Иркутской области планируют заключить контракт на строительство автомобильной дороги с твердым покрытием в Тайшетском районе, которая свяжет населенные пункты Шелаево, Мирный, Черманчет. Об этом сообщила Министр строительства, дорожного хозяйства региона Светлана Свиркина. Средства на объект будут выделяться из федерального и областного бюджетов.

«Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области провело предварительную защиту заявки в Федеральном дорожном агентстве. Планируется заключить соглашение на 2019-2020 годы», — сказала Светлана Свиркина, ее слова приводятся в сообщении пресс-службы правительства области.

Планируется, что в 2019-м году на строительство дороги выделят 100,1 млн. рублей из федерального бюджета, еще 199,2 млн. рублей — из региональной казны. В 2020-м году на объект из федерального и областного бюджетов планируется направить 166,6 млн. рублей и 650,9 млн. рублей соответственно. Сметная стоимость строительства автодороги составляет 1 млрд. 116,9 млн. рублей.

В настоящий момент имеется грунтовая дорога, ей можно пользоваться зимой и в сухое время летом. В период распутицы осенью и весной жители Шелаевского, Мирнинского, Тамтачетского, Полинчетского, Новобирюсинского муниципальных образований вынуждены пользоваться только железнодорожным транспортом с пересадкой на станции Решоты.

При этом на территории, прилегающей к дороге «Тайшет-Шиткино-Шелаево», реализуются два инвестиционных сельскохозяйственных проекта. Поэтому финансирование строительства трассы будет производиться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства. Поскольку работы предстоят сложные, строительство разбито на три этапа. С вводом в эксплуатацию этой автодороги протяженность нормативных региональных и межмуниципальных трасс в Иркутской области увеличится на 17,826 км.

ДорИнфо«

     Как бы там ни было, участок Черчет — Шелаево — Новобирюсинск автодороги  Тайшет — Новобирсинск не имела , наверное, большого значения . Важнее была автодорога до Тайшета,  районного центра.

   Селезнев Е.С.

Loading