Восточно — Сибирская правда, 6.02.1932 г.

6 февраля 1932 г. Постановлением Восточно – Сибирского краевого комитета ВКПб  (крайком) , (краевой Исполнительный комитет, Краевой Контрольной Комиссии ВКПб  и Рабоче — Крестьянской Инспекции  (КраиКК-РКИ)  все партийно — советское руководство Тайшетского района было сменено. Был снят с должности секретарь РК ВКПб Шишкин,  распущены бюро РК ВКПб, президиум Районной Контрольной Комиссии (РКК)  и Районного Исполнительного Комитета (РИК).  Наверное, это был первый политических кризис в истории района. 

    Власть перешла   к специально созданным Оргбюро Крайкома ВКПб и Оргкомитету  Крайисполкома.  Орготдел Крайкома ВКПб начал подбор новых руководителей района: секретаря РК ВКПб,  заведующих организационным и и массовым отделами  райкома, председателя Райисполкома,  районного прокурора.

    Снятием с должностей дело не ограничилось. Краевой партийной Тройке Контрольной Комиссии было поручено в десятидневный срок рассмотреть персональные дела Морова, Сашиной, Болинко, Бобко, Сидоренко, Ефграфова, Дмитриенко, Непомнящего, Семенова, Сухих, Забельского, Нитавского,  Паршина, Алексеева и других работников районного аппарата власти, «чуждых элементов». Краевая прокуратура должна была провести следствие по делу руководства Тайшетского района на наличие «связи с чуждыми элементами, провала основных экономических и политических кампаний, искривление партийной линии и пр.»

    Некто Осипенко  был назначен представителем Крайкома партии в Тайшетском районе для контроля за ходом  выполнения этого Постановления до 10 февраля 1930 г. Как видим, оно было опубликовано 6 февраля, срок выполнения — считанные дни. Скор был пролетарский суд…

   15 февраля «Восточно-Сибирская правда» опубликовала статью о состоявшемся в Тайшете заключительного мероприятии в рамках названного дела по урегулированию политического кризиса районного масштаба. В отведенный срок тов. Осипенко уложился.

   В Тайшете было проведено  кустовое партийное собрание представителей партийных организаций Тайшета (лесозавода, ж.д. станции и других партийных ячеек села).  Положении дел в районной партийной организации охарактеризовал Осипенко, а собрание самокритично отметило — не справилась с возложенными   задачами и ОДОБРИЛО РЕШЕНИЕ о снятии руководство района.

    Руководство района и районной партийной организации несвоевременно выполняли «хозяйственно-политические кампании» — хлебо-мясо-сено- лесозаготовки, финансовые сборы. Все эти работы были провалены. (Непонятно по статье,  не выполнили в установленные сроки или вообще  ? -Е.С.).

    Далее просто процитируем статью, а не будем ее пересказывать, иначе потеряем дух времени:

«Бюро районного комитета партии во главе с секретарем т. Шишкиным вместо действительной мобилизации партийной организации, комсомола, рабочих, колхозников, быв. красных партизан, бедноты и середняков  вокруг генеральной линии партии, вокруг боевых задач социа­листического строительства, вместо решительной борьбы с право — оп­портунистической практикой н «левацкими загибами», само сбилось с правильной ленинской линии, свя­залось с чуждым элементом, подпа­ло под его влияние, способствовало зажиму самокритки. В основной части районного актива наблюдалась круговая порука.

Районные организации не развер­нули большевистского наступления на капиталистические элементы — на кулаков и спекулянтов. Наряду с этим было допущено много пере­гибов по отношению к середнякам, семьям красноармейцев и бывшим красным партизанам.

Собрание целиком одобрило решение Крайкома партии о снятии районного руководства, с удовлетворением отмечая своевременное вмешательство Крайкома партии и вскрытии болезненных явлений в районе — считает совершенно правильным мероприятия Крайкома, направленные и оздоровлению Тайшетской организации.

Собрание считает, что основной задачей, всей тайшетской организации является сейчас задача –  на основе развертывания большевистской  самокритики до конца вскрыть  болезненные явления во всех звень­ях организации и под руководством оргбюро Крайкома решительно с ними покончить. Повести беспощад­ную борьбу с классовым врагом и его агентурой — с правыми оппор­тунистами и «левыми» загибщиками.    Учитывая большую засоренность советского, хозяйственного и кооперативного аппаратов массово — чуждым и разложившимся элементом, собрание считает необходимость немедленно провести чистку аппаратов и выдвижение в аппарат рабочих, колхозников, бывших красных партизан и красногвардейцев.

Собрание призывает всех комму­нистов Тайшетского района теснее сплотиться вокруг оргбюро Крайко­ма и мобилизовать все свои силы для решительного наступления на кулачество, на борьбу с проявления ми правого оппортунизма и «левых» загибов; мобилизовать массы рабо­чих, колхозников, бедняков и середняков единоличников, бывших красных партизан и красногвардейцев, ударными бригадами, колоннами ле сорубов, красными обозами хлеба ликвидировать прорыв в основных хозяйственно — политических кампа­ниях.

Собрание заверяет Краевой Комитет партия, что тайшетская партий­ная организация по-большевистека будет драться за генеральную линию партии, приложит все силы к тому, чтобы быстро ликвидировать вред­ные последования оппортунистиче­ского руководства ,  успешно выполнить стоящие перед районом хозяйственно — политические задачи».

2 марта 1932 г. Крайком ВКПб статьей «Уроки Тайшета» в «Восточно-Сибирской правде» вернулась к произощедшему тайшетскому  партийно-политическому кризису:

» На основе неуклонного и твердого проведения генеральной линии, па основе решительной борьбы с классовым врагом и его агентурой в рядах партии — правыми и «ле­выми» оппортунистами — ВКП(б) и руководимый ею рабочий класс добились грандиознейших успехов в социалистическом строительстве, успехов всемирно — исторического значения.

Эти успехи, победоносное развер­нутое социалистическое наступление по всему фронту — встречают бешеное сопротивление классовых врагов и их агентуры. Классовый враг со­противляется изо всех сил, всеми способами от прямых террористиче­ских актов до вредительства из подтишка; пролезая в руководящие органы партии и советской власти, на командные посты колхозного движения  — он изнутри пытается проводить подрывную работу.

Ожесточенная классовая борьба, в условиях которой партия и рабочий класс, строят социализм, обязывает все партийные организации к вели­чайшей бдительности, к большевистской непримиримости ко всем и всяким проискам отживающих капита­листических элементов, к малейшим извращениям партийной линии. О необходимости повышения классо­вой бдительности сигнализируют такие факты, как Чернышевское дело, как Тайшетское и ряд других.

     В Чернышевском районе кулаки пролезли на ответственные руководящие посты — в райком партии, в районную контрольную комиссию, в РИТС, в райколхозсоюз, в суд, в ко оперативные организации и оттуда проводили, в противовес партийной линии — линию кулацкую, разлагали  партийные организации (ячейка Бушулея, ст. Зилово), раскулачивали бедняков, давали фиктивные разде­лы кулацким семьям и т. д.

    В Тайшетском районе на командные посты партийных и советских  организаций устроились быв белогвардейцы — колчаковцы (быв. сек­ретарь райкома партии           Шишки н, зам. пред. райисполкома Дмитриенко), а с ним вкупе кулаки, чуждые и разложившиеся люди (зав. райФО Сашина, пред. райколхозсоюза Паршин, Филимович, Хорошкевич).

Большая часть старого районного актива (Паршин, Бойко и др.) породнились с кулаками, пожинились иа кулацких дочках, теснейшими уза­ми связались с классовым врагом, с чуждым элементом. Породнившись с кулаками, они разобрали порукам кулацкие хозяйства своих «благоприобретенных родичей», укрыв, таким образом кулаков от советской власти. Шишкин, Дмитриенко и др. поддерживали дружбу с антисовет­скими и кулацкими элементами, вместе с ними «водили хлеб-соль», пьянствовали. Сослуживец Шишкина по белой армии Тихвинский был постоянным его собутыльником, жену Тихвинского Шишкин пристроил на работу. В компании Шишкина фи­гурировали такие люди, как спеку­лянт—контрабандист Попов, как учительница села Бирюса, дочь быв. крупного промышленника

Тесная родственная связь с кулакам и, смычка с кулаками и чуждым элементом на почве совместных попоек — привели к тому, что часть руководящих работников Тайшет­ского района полностью скатилась на позиции кулачества. Подпав под влияние классово-враждебных, чуж­дых партии и советской власти элементов, эти работники сбились с правильной большевистской дороги — начали проводить линию кулацкую, превратились в прямых пособников классового врага, творили самую вопиющую правую практику и «левацкие» загибы.

    Лучше всего это подтверждает ход выполнения важнейших хозяйственно — политических кампаний. В результате полного отсутствия нажима на кулака, в результате сращивания части руководства Тайшетского района с кулачеством, план хлебозаготовок на 1 февраля 1932 года был выполнен лишь на 78 проц. Причей, но единоличному сектору на 70 проц., по твердым заданиям на 38,6 проц.

Вместо широчайшего развертыва­ния массовой работы, вместо организации колхозников, бедняков и середняков — единоличников для беспощадной борьбы с кулачеством,   для быстрого выполнения хлебного   плана — Шишкин, Дмитриенко и компания сознательно ставили рогатки на пути буксирного движения

В тоже время на ряду с всяческими поблажками кулакам, на ряду с явной, ничем не прикрытой правой практикой — допускались вопиющие «левацкие  загибы, — переоб дожение бедноты. У бедняка, отца партизана убитого в бою, выгребли 70 клг. хлеба; середняка дер. Половина — Черемхово Быбина Митрофана, у которого 3 сына служат в Красной армии, четвертый комму­нист — пытались подвести под раскулачивание. Подобных фактов можно привести огромное количе­ство, но и этих вполне достаточно, чтобы со всей наглядностью пока­зать, что Тайшетское руководство в хлебозаготовительной кампании в противовес партийной линии проводило на практике по существу линию кулацкую.

Вопросы колхозного строительства также не стали в центре работы старого руководства Тайшетского района. Надо отметить чрезвычайно характерный факт, что именно в разгар допущенных вопиющих извращений наблюдалось резкое сокращение количества хозяйств в колхозах. Если на 1 ноября в колхозах Тайшетского района было объединено 38,3 проц. крестьянских хозяйств, то к 1 февраля их осталось 31,6 проц. Никакой работы по организационно-хозяйственному укреплению колхо­зов не проводилось. Из 45 колхозов района доходы распределили только 8. При распределении доходов обиаружнлась недопустимо низкая оценка трудодня — 29-30-32 коп. В зимние месяцы в отдельных колхозах в ведомостях учета трудодней большинство колхозников имеют чистенькие графы, т. е. колхозники совершенно не были использованы на колхозной работе. Все это гово­рит о плохой организации труда, о низких нормах выработки, о слабой трудовой дисциплине.

Основное звено колхозного строи­тельства — организация и укрепление колхозных бригад — выпало из поля зрения Тайшетских партий­ных, советских и колхозных органи зиций. Достаточно указать, что в районе совершенно не заботились о подготовке кадров бригадиров.

Колхозы Тайшетского района сильно засорены кулацким элементом, никакой борьбы с кулацким засильем в колхозах не проводилось. До  появления  в районе буксирных бри гад никто даже и не думал о чистке колхозов. Только по инициативе   буксирных бригад за последнее время было изгнано на колхозов 12 кулаков.

И снова, как в хлебозаготовках, наряду с правооппортунистической практикой, с отсутствием действительной борьбы с кулаком, с забве­нием организационно — хозяйственного укрепления колхозов — процветали «левацкие» загибы, подмена ор ганизационно — массовой работы «левацким» администрированием, дохо­дящим до роспуска отдельных батрацко — бедняцких, середняцких колхозов («Победа»), до исключения из колхозов батраков и бедняков.

Не лучше обстоит дело и с проведением ряда других хозяйственно — политических кампаний. Мобилиза­ция денежных средств проходило из рук вон плою. За кулацко — зажи­точными хозяйствами числится 32,247 руб. недоимки, хотя зав. райфо Сашина   уверяла всячески партийную тройку края, что недо­имки за кулаками нет.

    Совершенно не случайно такое заверение со стороны Сашиной. Она вообще «не видела» в районе кулаков. И только под сильным нажи­мом из  края нашла наконец… 14 кулацких хозяйств, но и с них она не взыскала различных платежей.

Под угрозой срыва стояли в Тайшетском районе лесозаготовки, сор­ваны заготовки: мясные, пушные, кожевенного сырья и др.

К таким печальным результатам привело Тайшетский район руководство части скатившихся в болото оппортунизма, сросшихся с классовым врагом, ответственных районных работников во глава с секретарем   Шишкиным.

Другая часть работников, другая часть районного актива, — пред. РИКа Интавский, пред. paйКК Су­хих, зав. массовым отделом РК Сильверстов (о нем сайт Тайшетская история уже публиковала сведения в статье по истории районной газеты — ЕС.) , секретари партколлективов транспортников н лесозавода Непомнящий, Семенов и ряд других товарищей — старые члены партии, с большим рабочим стажем, с боль­шими революционными заслугами— также не обеспечили твердого и неуклонного проведения генеральной линии партии. Отлично зная о творившихся на их глазах безобрази­ях, они, вместо развертывания бес пощадной борьбы с классовым врагом, с оппортунистам и  с фактами правооппортунистической  н «левац­кой» практики, с разложившимися и скатившимися в кулацкое болото «коммунистами» — проявили явное примиренчество к вопиющим искривлениям партийной, классовой линии, явно примиренчески относились к правым делам и «левым» загибам, не боролись против разложивших­ся, сросшихся с кулачеством элементов. Эти люди потеряли большевистскую бдительность, потеряли, свое партийное лицо. Они даже не сигнализировали о крупнейших политических ошибках части райруководства, и проявив гнилой либерализм, сами стали на позиции оппортунистов.

    В районную контрольную комис­сию, возглавляемую Сухих, пачками сыпались заявления об извращениях классовой линии, о засилии кулаче­ства в колхозах и в парторганиза­циях, о зажиме самокритики; заявления разоблачающие колчаковское лицо Шишкина, о разложении и пьянстве в руководстве. Но райКК все эти заявления принимала к «pacследоваиию», но о результатах «расследования» никто, никогда ничего не узнавал. Больше того, пред. райКК затягивал разбор дел на чужаков в партии, на безобразия руководящих работников. Да и трудно было ожидать, чтобы райКК приникала решительные меры. Как можно было чего-либо добиться, если скажем жаловаться пред. paйКК Cyхиx на секретаря райкома комсомола, развалив­шего комсомольскую организацию сына Сухих. Как можно было пожаловаться в райКК на бывш. пред. РИК’а Нитавского, если его жена — член РКК, если она, даже после решения Крайкома, о снятии Тайшетского райруководства на собрании партактива принялась выгораживать своего мужа.

Несколько слов о самой партийной организации. Она насчитывает 295 членов и 259 кандидатов партии. В Тайшете значительная база для роста за счет рабочих транспорта, ле  созаводов, рабочих крупного свино­совхоза, МТС н т. д. Все это давало возможность создать крепкую, бое­способную партийную организацию, возможность роста рядов парторга­низации. Однако, этого не случилось.

    О качестве работы Тайшетской организации красноречиво говорят изложенные выше факты. Рост же был крайне незначительный: в 1931 г. колхозников, например, было принято 15 человек, сельхозрабочих (рабочих МТС, батраков) 2 человека и «всех остальных рабочих» 7 человек, при чем, эти 7 чел. рабочих оказались домашними хозяйками. А в тоже время исключено из партии только за второе полугодие 31 года 9 рабочих и 2 крестьянина, привлечено к партответственности  65 человек.

      Большое количество кандидатов (259 чел ), при чем многие из них с двухгодичным и больше  канди­датским стажем, — показывает, что старое районное партруководство не стремилось к созданию боеспособной организации. Наоборот, можно сделать вывод, что задержкой с переводом кандидатов в действительные члены партии, руководство пыталось  изолировать рабочих и лучших колхозников от активного участия  в партийной жизни и руководстве; создавалась возможность безнаказанно извращать генеральную линию партии. С зтой же точки зрения особое   значение приобретают и глубокие прорывы в деле марксистско — ленинского воспитания партийной организации и  широких рабочих и колхозных масс.

    Краевой комитет партии вскрыл и до конца разоблачил колчаковско – кулацкое оппортунистическое руководство Тайшетского района.  На волне широко  развернутой самокритики вскрыл все болезни организации. Постановлением Крайкома Taйшетское районное руководство снято, ряд разложившихся, сросшихся с кулачеством коммунистов исключили из партии. Намечены и проводятся мероприятия для решительного оздоровления Тайшетской партийной организации.

   Большевистские решения Крайкома целиком и полностью одобрены   массами партийцев Тайшетского  района.  Под новым районным  , под руководством руководства

Крайкома партии — Тайшетская парторганизация мобилизуется на большевистское проведение генеральной линии   партии, на борьбу с классовым врагом н его агентурой правыми и «левыми» оппортунистами, мобилизуется на боевое выполнение всех хозяй   ственно —  политических работ.

  Тайшетское дело по своему значению далеко выходит за пределы paйонных рамок. Оно приобретает исключительное значение для всей Восточно — Сибирской партийной ор  ганизации. Уроки Тайшета — тяжелые уроки — должны  послужить  громким предостерегающим сигналом. Из этих уроков вся партийная организация должна сделать боль­шевистские выводы, учесть эти уроки и еще сильнее развернуть беспощадную борьбу с кулачеством и eго агентурой с правыми и «левыми» оппортунистами, еще сильнее мобилизовать партийные ряды, массы рабочих и колхозников для новых побед на фронте социалистического  строительства.   

                                                                                                                                      М. Б.»

Loading