Криволуцкий П.

«Тревожное положение в районе участка пути станции и города уси­

ливается, успехи красных развива­ются. В течение двух последних дней сошло с рельс пять паровозов, из которых одни вместо с чехами, выехавшими на место происшествия. Пути  разбираются ежедневно, при чем незначительные повреждения заменялись повреждениями дистанциями  от половины до версты. Сегодня разобран путь на расстоянии 460 са­жен, но общим направлениям рель­сы и шпалы сброшены с 7-ми саженной насыпи, балласт перекопан». (Из разговора по прямому проводу пол­ком Главацкого с полком Гофман). [(Парт, движ., стр. 814). 

Комментарий текста. Цитируется документ из сборника «Партизанское движение в Сибири. Часть 2. Приенисейский край», 1925 года издания.  Криволуцкий не совсем точен в цитировании. Не указывается дата разговора, так как ее нет и в документа;  это середина мая 1919 г., вероятно , 15 мая на перегоне у ст.Урало-Ключи;  приведены слова из разговора Главацкого (врио нач.штаба Иркутского военного округа) не с полковником  Гофманом (начальник Нижнеудинского гарнизона) , а с заместителем коменданта станции Нижнеудинск прапорщиком Чернышевым ; в документе указано 450 саженей разобранного пути; цитируемый документ помещен в сборнике на странице 213, а не  814 (такой странице вовсе нет в части 2 указанного сборника. 

Вот несколько фактов о работе шиткинских  партизан в оценке классо­вых врагов… Эти факты ярко гово­рят о там, какую помощь оказали шиткинские партизаны Красной ар­мии, разрушая железнодорожный транспорт в тылу белогвардейщины.

Март, апрель, май 1919 года партизаны шиткинского  фронта не толь­ко оборонялись, но и систематически делали налеты на белогвардейцев. Эти операция проводились по очереди небольшими  группами партизан. Главные  же силы занимали постоянные  позиции. Неоднократно белогвардейцы пытались наступать на занятые партизанами селения  (Конторка, Бирюса, Окульшет, Гоголевский), во всегда получали  со стороны партизан достойный  отпор.

   Белогвардейцы перед наступлением иногда  по суткам обстреливали се­ла Кантору  и Бирюсу орудийным огнем. Однако, несмотря на это, они когда  переходили   в наступление, несли поражение…

Так сражались шиткинские партизаны за власть советов.

ПАЛАЧИ—ЗА РАБОТОЙ

Боевые операция с  февраля по июнь 19 года с таким же упорством и настойчивостью производились  отрядами и Баерского и Серафимовского фронтов.

Комментарий: Серафимовский отряд не проводил никаких боевых операций. Упоминаний о них нет ни в воспоминаниях , ни в документах партизан, ни белогвардейцев и интервентов.

    Добровольческие отряды шиткинских партизан, несмотря на свою малочисленность и слабое во­оружение, первые месяцы бились с неравными и  далеко превосходящими численно силами классового вра­га, но в самых жесточайших боях они выходили победителями. Белогвардейщина, располагая численным  и технических превосходством сил, терпела поражение со стороны не­больших, но крепко спаянных классовыми интересами групп шиткинских партизан.

    Комментарий: Криволуцкий П.Д. здесь, да и в брошюрах «Шиткинские партизаны», «Во вражьем кольце», всегда пишет чрезвычайно обще, избегая конкретики: бились, жесточайшие бои, терпела поражение, крепко спаянные, классовые интересы… Все боевые действия партизан — это диверсии, боестолкновения, перестрелки. Бои были только при налете на ст.Тайшет (8 мая 1919 г.)  и  в сражении за село Бирюса (март, май 1919 г.), то есть два — три боя и далеко не ожесточенные.  Автор все время приукрашивает и героизирует действия партизан, и это понятно.

25 мая 19 года несколько отрядов чешских войск двинулись в насту­пление и в этом бою впервые шиткинским партизанам пришлось от ступить от занимаемых позиций (селения  Конторка, Бирюса, Окульшет, Гоголевский). А чехи, занимая остав­ленные партизанами селения, жгли их. Интервенты не оставили даже  развалин от этих селений. Мирных жителей, не успевших бежать, они запирали в домах и сжигали. Детей сажали на колья… Партизаны и их семьи подвергались таким пыткам, которые знала только средневековая история…

Комментарий: сожжения мирных жителей в их же домах, пытки  не зафиксированы  в документах и воспоминаниях, физические же наказания    плененных партизан и сочувствующих применялись, как и казни;  детей на колья не сажали; жестокость  знала не только история средневековья, но  и красного террора.

Противник, решая уничтожить раз и навсегда отряды партизан и  5 июня 1919 года снова пошел в наступле­ние на с. Шиткино (25 клм. от ст. Тайшет).  Партизаны боя не приняли, их силы были распылены. Члены во­енно-революционного штаба и остав­шиеся с ними добровольцы рассосались по деревням. Такое же поло­жение произошло и с партизанам Баерского и Серафимовского фронтов. От всей армии шиткинского фронта к этому времени (т. е. в на­чале июня 19 г.) не распались только отряд, посланный на Ангару в 150 человек, отряд особого назна­чения в 50 человек, посланный па линию железной дороги, и третий от­ряд — группа партизан в 30 чело­век баерского фронта.

   Комментарий: расстояние до Шиткино указано неправильно; фактически речь идет о ликвидации Шиткинского партизанского фронта как о мартовском  объединении отрядов .  Однако автор в статье продолжает употреблять понятие Шиткинский фронт в первоначальном смысле, что совершенно не допустимо.

Захлебнувшись кровью трудящих­ся, классовый враг, упоенный побе­дой над ними, успокаивает себя, что «восстание партизан подавлено», от­меняет военно-осадное положение и вещает о насаждении «законности, порядка и т. и.». Хищники мирового капитализма уже начали делить между собой награбленное. Залитые кровью трудящихся куски земель­ной территории, отнятые у них вра­гами революции, колчаковское пра­вительство уже раздавало военному начальству.       

               БОЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Но напрасно хищники русского и иностранного капитала успокаивали себя победой. На всех фронтах пар­тизаны снова стали организовывать­ся и укреплять свои позиции.

Партизанами был укреплен тыл, налажено снабжение армии, восста­новлена связь с Тасеевой. Население, испытав прелести колчаковщи­ны, стало еще больше сочувствовать партизанскому движению и попол­няло собой ряда красных партизан.

С августа 1919 года развертываются боевые операции партизанских отрядов. Шиткинские  партизаны снова начали практиковать налеты на железную дорогу, устраивать за­сады против чехов, румын и бело­гвардейцев, ездивших беспрерывно для ликвидации партизан вглубь от линии.

Комментарий: автор опять таки допускает чрезвычайно широкие обобщения, преувеличения,  не отвечающие действительности: на всех фронтах, развертывать боевые операции. Фронта,  как линии постоянного противостояния врагу,  после отступления партизан на р.Чуну не было. Состоялось новое объединение отрядов партизан, которые практически не вели постоянных боевых действий, кроме эпизодических и случайных перестрелок с врагом.

Ни одного поражения с августа 19 года шиткинские партизаны, до самого прихода Красной армии, уже не терпели.

Комментарий: нет, терпели, например , пленение и казнь Бича-Таежного, гибель  у д.Кавказ в ноябре 1919 г. командира Потапа Белкина,  Марка Семеновича  Крячика, Шилова; Шиткино партизаны вынуждены были оставить ; военных поражений партизаны не терпели оттого что никаких боев с интервентами не было.

 В начале августа 19 го­да армия шиткинских партизан ха­рактеризуется наличием 6-ти отря­дов и двух эскадронов кавалерии (со всеми тыловыми частями было не больше 1.600 человек). Был из­бран военно — революционный ар­мейский совет.

Комментарий: было создано два отряда, численность партизан осенью 1919 г.  установить невозможно — нет архивных данных;  даже цифра 1600 человек вызывает сомнение,; в брошюре «Шиткинские партизаны» он назвал 800 бойцов, остальные  не боевые силы». По числу делегатов на съезде представителей отрядов  в д.Лапино  29 августа 1919 г.:  44 представителя при норме выдвижения один от 10 человек получается, что партизан было 440 человек. Так что, говорить о массовости после разгрома фронта в мае-июне не приходится. Криволуцкий стремится называть большие цифры, создавая масштабность партизанской борьбы

Боевая мощь и сила партизан шиткинского фронта росли. Полити­ческая обстановка позволила шиткинскому военно — революционному совету поставить вопрос о необходи­мости передвижения основных ча­стей партизан ближе в железной до­роге и о более решительных дейст­виях против белогвардейщины. В ре­зультате 12 августа 1919 года на объединенном собрании комсостава отрядов в дер. Лапиной этот вопрос был решен  положительно. Было по­ручено комсоставу избрать место постоянных позиций  и  туда перед­винуть отряды.  

Так было и сделано.

Комментарий : главный штаб выдвинулся в д.Бузыканово лишь в ноябре  1919 г.

Удобным местом для постоянных позиций было избрано место около дер. Шемякиной (70 клм. от ж. д.). Сразу было, в порядке трудовой мо­билизации, привлечено население ближайших деревень для укрепле­ния окопов, и в конце сентября от­рядами, при помощи мобилизованно­го населения, были уже по всем пра­вилам военного искусства вырыты окопы.

Не  раз белогвардейцы большими силами занимали село Шиткино (15 клм. от занимаемой позиции парти­занами), но пойти в наступление  на укрепленные красными партизана­ми позиции не решались. Партиза­ны, выделяя пеших и конных раз­ведчиков, действовали около маги­страли (ст. Юрты. Тайшет, Разгон и т. д.), систематически нанося про­тивнику частичные поражения.

Комментарий: ни каких поражений противнику партизаны не нанесли в указанное время;  действия партизан у ж.д. были крайне редкими .

КОЛЧАКОВЩИНЕ—КОНЕЦ!

Партизанский отряд, стоявший в селе Неванка, развивал свои опера­ции, угрожая Нижнеудинску. С Тасеевским фронтом в это время уже наладилась связь. Таееевсиие партизаны к этому времени также еще больше окрепли и перешли к после июньского поражения к более активным  действиям против белогвардейщины, угрожая засевшей в г. Канске контрреволюции.  О центральном российском фронте до партизан до­носились сведения, что Красная ар­мия наносит белогвардейцам удар за ударом и колчаковская армия от­ступает на восток.

Все это вселяло твердое убежде­ние как среди партизан, так в сре­ди трудящегося населения, что кол­чаковщине и интервентам приходит конец.

Население охотно давало в это время все, что требовалось для ар­мии, не только в селениях, занятых красными, но и в тех селениях, ко­торые были заняты белыми. Там ос­тавляли, берегли, а где могли, так и доставляли в распоряжение сове­та рабочих, солдатских и крестьян­ских депутатов продовольствие и об­мундирование, причитающиеся с них по мобилизации в виде натурально­го налога для армии партизан. Та­кова была политическая обстановка шиткинского фронта в сентябре 1919 года, достигнутая в результате ге­роических усилий и борьбы шиткинских  партизан с белогвардейщиной, чехами, румынами…

С солдатами, даже с частями ру­мынского легиона, в это время на­лажена была уже связь через разведчиков. Среди белогвардейских частей тайшетского гарнизона в это время проводилась большевистская .пропаганда. Расшатывалась дисцип­лина колчаковской армия. Даже ру­мыны стали открыто заявлять свое­му начальству:

— Воевать с красными но будем.

Русские и румынские офицера, занимая  село Нижне-Заимское  в ок­тябре 1919 года, приказали его зажечь, но румынские солдаты им сделать этого уже не дали. Бело­гвардейское командование перебра­сывало такие части в другие места,  а в Тайшет посылались новые части, не имеющих связей с красными. Но и новые части были уже не в состоянии воевать с партизанскими стре­лами. Разъяренное белогвардейское начальство в ноябре посылает отряд румын с установкой:

— Отобрать дочиста все имущество у жителей села Шиткино, само село сжечь, жителей уничтожить.

Но партизанские отряды, стояв­шие в окопах, получили донесение об этом. Как только румыны двину­лись па Шиткино, они тоже двинулись к Шиткиной, заняв вперед ру­мын Шиткино и на краю этого села  встретили ружейным огнем посту­павшего противника. Интервенты в  панике бежали обратно в Тайшет.

С этого момента на сторону партизан стали переходить группами румыны и мобилизованные солдаты. Растерянность, паника в белогвар­дейском лагере была велика. Отря­ды шиткинских партизан продвига­лись ближе к железной дороге и в декабре перешли от оборонительных действий к наступательным.

Комментарий: никаких наступательных боевых действий партизаны не проводили, они всего лишь  выдвинулись ближе к ж.д. и ожидали приказа от командования 30-й дивизии.  Статья партизанского командира окончательно по прошествии времени приобрела приукрашенный характер, чрезмерную героизацию шиткинских партизан, забыта объективная оценка.

В это время регулярные войска Красной армии тесни белогвардей­цев. Белая гвардия и интервенты в панике отступали на восток и крас­ные партизаны шиткинского фронта  без устали громили отступающих врагов революции. 

Восточно-Сибирская правда , 25 ноября 1930 г.

Loading