Шеститко Михаил «Бирюса» творческое объединение

 ЦТР и ГО  «Радуга»  (ученик 10 класса МОУ СОШ 85), 2010 г.

Руководитель работы Селезнёв Е.С.

педагог ЦТР и ГО «Радуга»

1. Введение.

     История  устройства Московско-Сибирского тракта есть составная часть истории Сибири. История  одного из его участков, от ручья Верблюд на западе до д. Никольск на востоке, есть часть истории Тайшетского района. Следовательно, без изучения процесса обустройства и заселения тайшетского участка Московско-Сибирского тракта, история эта будет неполной.

      Объект исследования — истории тайшетского участка Великого Сибирского тракта. Объект ограничен во времени и в пространстве. Автора интересуют сведения по обустройству тайшетского участка тракта в 18 — 19 вв. Пространственное ограничение объекта исследования обусловлено границами Тайшетского района: на западе района — ручей Верблюд, на востоке — д.Никольск. Аспект исследования – историография истории тайшетского участка тракта.

   Предметом исследования являются научные труды,  содержащие сведения по истории тайшетского участка Московского тракта.

      Проблема исследования заключается в том, что отсутствие сведений по истории  тайшетского участка тракта не дает возможности изучить такие важные процессы как заселение тайшетских земель, возникновение тайшетской каторги и ссылки, определение образа жизни и занятости населения  тайшетских трактовых селений.

     Задачи исследования — установление научных работ и источников, содержащих сведения о тайшетском участке Сибирского тракта 18-19 в.в. и их систематизация обнаруженных сведений по следующим  темам:

—   маршрут тайшетского участка тракта в 18,19 века;

— заселение этого участка и притрактовой полосы;

— повинности населения по содержанию тракта;

— инженерные сооружения;

— организация движения на тракте;

— занятия населений трактовых населенных пунктов;

— влияние тракта на хозяйственное развитие тайшетских земель.

     Важной задачей исследования является поиск  возможных источников по теме исследования, например, изобразительных. Такими источниками являются карты, карты-схемы Сибири, Енисейской и Иркутской губерний, в составе которых находились волости будущей территории современного Тайшетского района.

      Тема исследования актуальная и практически значимая. История тайшетского участка Сибирского тракта не изучалась местными краеведами. Опубликованы лишь отдельные факты, не дающие полного представления истории тракта и его влияния на хозяйственную жизнь тайшетских земель.  Работа облегчит краеведам поиск необходимой литературы для изучения многих аспектов рассматриваемой темы.

      Материалы данного исследования можно применять на уроках истории Сибири, Иркутской области, Тайшетского района. Исследование содержит сведения для новых изысканий тайшетских краеведов.  Её актуальность заключается еще и в том, что в работе впервые использованы новые источники сведений.

2. Историография истории тайшетского участка Сибирского тракта.

   Научная литература по истории Великого Сибирского тракта обширная, но не во всех научных работах содержатся сведения именно о тайшетском участке. Поэтому, задачами автора исследования являлись: изучение научной литературы, посвященной в целом истории всего тракта, и отбор тех работ, в которых имелись сведения именно о его тайшетском участке. В этом случае ценными сведениями для автора являлись любые упоминания об этом участке. Наиболее ранней по году издания из доступных научных работ,  содержащей  сведения о тайшетском участке тракта, оказалась «История Сибири» Г.Ф. Миллера.                                          

     2.1. Г.Ф.Миллер. История Сибири.         

Герард Фридрих (1705-1783 гг.) родился в Германии, обучался в двух университетах. В 1725 г. прибыл в Россию. С 1731 г. являлся профессором Академии наук, занимал должность Российского историографа, работал руководителем архива Коллегии иностранных дел России, редактировал исторические журналы, публиковал важные письменные памятники русской истории. Его научным подвигом считается поездка по Сибири в 1733-1743 гг. Во время этой экспедиции обследовал архивы в 20-ти сибирских городах, собрал ценные сведения о Сибири, обследовал многие памятники истории и культуры этого великого региона. Часть этих материал легла в основу его труда «История Сибири» и многих научных статей.  Миллера Г.Ф. считают основоположником «сибирского направления» в российской исторической науке. Ни один историк, изучающий историю Сибири 17-18 веков, не может обойти стороной работы  этого ученого, материалы собранные им.

     Автор исследования не нашел в библиотеках города, в Интернете труд этого замечательного историка Сибири «История Сибири». Поэтому пришлось ограничится только тем, что было опубликовано другими авторами сведения из «Истории Сибири» Г.Миллера. Это снижает ценность нашего исследования

2.2. П.С.Паллас. Путешествие по разным провинциям Российского государства.   

      Некоторая информация о тайшетском участке Московского тракта содержится в известном труде П.Палласа  «Путешествие по разным провинциям Российского государства».

      Паллас Петр Симон (22.9.1741, Берлин,— 8.9.1811, там же), естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской АН (1767). Учился в Германии, Голландии, Великобритании. В 1767 переехал в Россию. В 1768—74 возглавил экспедицию Петербургской АН в центральную область России, районы Нижнего Поволжья, Прикаспийской низменности, Среднего и Южного Урала, Южной Сибири (Алтай, Байкал и Забайкалье), результаты которой опубликовал в труде «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (ч. 1—3, 1773—1788). В 1793—94 П. посетил Поволжье, Северный Кавказ, жил в Крыму. Во время путешествий собрал (и впоследствии обработал) географические, геологические, ботанические, зоологические, этнографические и др. материалы. Открыл и описал много новых видов млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и др. животных, в том числе ланцетника, которого принял за моллюска. Исследовал ископаемые остатки буйвола, мамонта, волосатого носорога. П. принадлежит труд «Флора России» (ч. 1—2, 1784—88), монографии об астрагалах, солянках и др. В ранних работах П. высказывал идеи исторического развития органического мира; впервые дал изображение последовательных связей животных в виде родословного древа; позже стал признавать постоянство и неизменяемость видов. Именем П. названы: вулкан на Курильских островах и риф у Новой Гвинеи, а также многие растения и животные.

          2.3. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири»   

     Словцов (Петр Андреевич, 1767-1843) — сибирский историк. Родом из духовного звания, уроженец Верхотурского уезда; учился в Александро-невской духовной семинарии (обучался вместе с М.М. Сперанским, с которым сохранил дружбу на всю жизнь). Был учителем в Тобольской духовной семинарии, где заявил себя «отличным преподавателем и проповедником»; местное духовное начальство часто поручало ему говорить проповеди в Знаменском монастыре. В одной из них Словцов особенно сильно напал на испорченность нравов в обществе и особенно среди петербургских сановников; вскоре после нее он, по доносу губернатора, был выслан в Петербург и затем поселен в Валаамском монастыре. Благодаря покровительству тобольского архиерея Варлаама и петербургского митрополита Гавриила, около 1795 г. он был определен учителем Александро-невской семинарии, в 1797 г. переведен в канцелярию генерал-прокурора, затем в канцелярию государственного совета, а оттуда в департамент министерства коммерции. В 1808 г. по подозрению во взяточничестве Словцов был заключен под стражу и затем отправлен на службу в штат тобольской канцелярии сибирского генерал-губернатора. Оставаясь на службе в Сибири до 1830 г., Словцов долго был директором народных училищ Иркутской губернии и успел много сделать для поднятия местного народного образования. Главный его труд — «Историческое обозрение Сибири». Первая часть его, обнимающая время 1588-1742 гг., вышла в 1838 г., а вторая, доводящая историю Сибири до 1823 г., — в 1844 г. (2-е издание вышло в 1836 г.). После трудов Миллера и Фишера «Историческое обозрение» Словцова, основанное на архивных данных и личном изучении географии страны, является наиболее крупным и полным сочинением о Сибири, не лишенным и историко-философских обобщений. Словцов написал еще немало статей и отдельных брошюр по истории и географии Сибири: «Изображение нашей с Китаем торговли» («Казанские Известия», 1816 г,  «О Якутской области», «Общий взгляд на Иркутскую губернию», «О забайкальских достопамятностях» («Сибирский Вестник», 1821, ч. XV, и «Казанский Вестник», 1821, No 5); «Вопросы Иркутска» («Вестник Европы», 1822, No 17 и 18); «Письма о Сибири» (Санкт-Петербург, 1826); «Прогулки вокруг Тобольска в 1830 году» (Москва, 1834); «Исторические записки о чукотском народе» («Вестник Императорского Русского Географического Общества» 1856 г., ч. XVIII, № 5); «Письма из Сибири» («Московский Телеграф», 1828, XII; 1830, III и V и 1831, XIII) и др. Из стихотворений Словцова известны: «Китаец в Петербурге», «Послание к М.М. Сперанскому», «К Сибири», «Похвальное слово Иоанну Васильевичу IV» и др.

     Словцов П.А. в своем труде «Историческое обозрение Сибири» пишет: «когда открылась проездная дорога от Томска на Красноярск и до Иркутска, нет точных данных…Дорога проторена купеческими приказчиками для тайной закупки пушнины…Дорога уже была известна в 1733 г., …Витус Беринг проехал по ней в 1734 г.».[1]   

      Таким образом, точной даты открытия маршрута тайшетского участка тракта не установлено. Известно, что этот участок стал проезжей колесной дорогой к 1726 году. Во второй четверти 18 в. тракт на тайшетских землях уже широко использовался и был первоначально обустроен постовыми станами, зимовьями.

        2.4. Быконя Г.Ф.  Заселение русскими Приенисейского края в 18 в.

     Важные сведения по теме исследования содержатся в работах красноярского историка Быкони Г.Ф. В его работе «Заселение русскими Приенисейского края в 18 в.» [2] имеются важные сведения по истории тайшетского участка тракта. Автор посвятил вопросам устройства и заселения тракта целый раздел третьей главы своего труда — «Начало устройства Московского-Сибирского тракта в Средней Сибири и его заселение в первой половине 18 в.». Он разделяет весь тракт в Средней Сибири (790 верст) на три участка — западный (ачинский), центральный (красноярский), восточный (канско-тулунский). Наиболее протяженным был восточный участок — 450 верст.

     Быконя Ф.Г. считает, что устройство тракта затруднялось прежде всего малочисленностью русского населения в районе будущего тракта. В доказательство своего вывода автор приводит такие сведения: в Канском, Удинском (ныне г.Нижнеудинск) острогах в конце 17 века не было постоянного русского населения, а лишь немногочисленные гарнизоны в 15 и 25 человек служилых людей, которые ежегодно сменялись. В первой трети 18 века военная опасность со стороны енисейских киргизов исчезла, и это создало условия для более быстрого расселения русских людей в районе будущего тракта. Быстрее росло население в Красноярском округе. По сведениям Бахрушина С.В. к 1713 г. к уже существовавшим девяти поселениям добавилось еще  семь деревень.

       В 1717 г. появилось постоянное русское население в Канском остроге — 22 семьи беломестных казаков, а к 1735 году в остроге насчитывалось уже 40 дворов. Район Удинского острога (ныне г.Нижнеудинск) заселялся медленнее — в остроге насчитывалось всего четыре обывательских двора.  Быконя Г.Ф. приводит эти данные со ссылкой на материалы Крашенинникова С.П., участника первой Камчатской экспедиции.

     Быконя Г.Ф., описывая район будущего тракта восточнее Канска, приводит сведения из работы Словцова П.А.[3] о том, что в первой  трети 18 в. из Красноярска  «на Канск и Нижнеудинск была проложена прямая конная тропа, по которой летом красноярские и кузнецкие приказчики гоняли скот для продажи в Иркутск».[4]  Быконя Г.Ф. приводит следующее сведение из материалов, собранных Миллером Г.Ф.,  об устройстве тракта: промер и установку верстовых столбов прямого пути до Томска, Канска, Нижнеудинска осуществили красноярские казаки в 1726 году.[5]

     Таким образом, начало обустройства  Сибирского тракта на тайшетских землях относится к 1726 г., то есть к первой трети 18 века.

     Начало следующего этапа устройства тракта Быконя Г.Ф. относит ко второй трети 18 века. На этом этапе к устройству тракта проявляет внимание государство, а не только местные власти. Быконя Г.Ф. считает, что интерес государства к сооружению тракта вызвано было Второй Камчатской экспедиции во главе с Витусом Берингом. 16 марта 1733 г. Сенат издал указ о проведении самого длинного тракта в мире для организации почтовых сообщений Петербурга и Камчатской экспедиции.  В своей работе Быконя Г.Ф. цитирует  Миллера Г.Ф., который в 1739 г. проезжал по дороге из Тулуна в Красноярск и писал: «в 1736-1737 г. дорога была в разных местах  устроена одиночными крестьянскими дворами и почтовыми станами…При Пойме, Туманшете и Бирюсе, где большие переправы, есть перевозы и новопоселенные жители их в порядке содержат».[6] Этой же дорогой ранее Миллера в 1734 г. проезжал сам В.Беринг и отмечал места для селений, станов, переправ. Весной 1735 г. этим же путем, по сведениям Быкони Г.Ф., прошел с караваном казенных верблюдов томский пятидесятник Иван Кожухов.

    Таким образом, согласно этим сведениям, тайшетский участок тракта к 1734 году уже существовал и уже был устроен переправами, станами. 

     В своих записях Миллер Г.Ф. указывает, что переправа имелась и на реке Туманшет. Быконя Г.Ф. приводит такие сведения из записей Крашенниникова С.Н., Гмелина И.Г., Яхонтова И. о том, что в 1735-1739 гг. станции и зимовья на тракте размещались на реках Кускун, Балай, Уяр, Рыбная, Кан, Илан, Пойма, Туманшет, Бирюса, Уда, Тырбыр, Курзыр.  Как известно, современный маршрут Московского тракта не пересекает   реку Туманшет. Почему же Миллер и другие её называет? Вероятно, маршрут тракта в начале его устройства не пролегал там, где сейчас. Из местных краеведческих материалов известно, что в 50-х годах ХХ в. на берегу Туманшета существовала дер. Перевоз. Вероятно, маршрут тракта пролегал от Поймы через р. Бирюсу в районе с.Шелехово, затем на с.Рождественка и далее на Туманшет. Предстоит еще выяснить точный маршрут тракта в начале 18 века, разыскав новые источники.

     Таким образом, работа Быкони Г.Ф. «Заселение русскими Приенисейского края в 18 в.» (глава 3. Заселение притрактовой полосы в 18 в.) дает следующие сведения о тайшетском участке Сибирского тракта:

  1. тайшетский отрезок относился к восточному — канско-тулунскому — участку среднесибирского  тракта;
  2. этот участок тракта был самым протяженным в Средней Сибири — 450 верст;
  3.  устройства участка от Красноярска до Нижнеудинска началось в 1726 году силами красноярских казаков;
  4. до устройства тракта, в первой трети 18 века, по его будущему маршруту пролегала конная скотопрогонная тропа до Иркутска;
  5. первые одиночные крестьянские дворы, почтовые станы, переправы через реки Туманшет, Бирюса уже были устроены в 1736-1737 г. г.;
  6. сооружение тракта было связано с организацией второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. 16 марта 1733 г. издан Указ Сената о проведении самого длинного в мире тракта — Сибирского. Содержание тракта и станов возложено было на крестьян, разночинцев и ясачных людей. Вольных переселенцев на тракт еще не было;
  7. невыясненным остается вопрос о маршруте тракта через р.Туманшет;
  8. заселение тракта в 18 в. шло медленно, так как русское население Восточной Сибири было малочисленно. Станы почтовые располагались через 50-60 верст;
  9. в научном труде Быкони Г.Ф. не содержится сведений о трактовых населенных пунктов, количестве жителей тайшетского участка. Указано, что на Ср.Бирюса и Уде в сер. 18 в.чаще селились старожилы-выходцы из Енисейского округа.
  10. Новый этап устройства тракта — 50-е гг. 18 века. Ставилась задача превращения тракта в средство колонизации Сибири и Д.Востока, использование ее богатств для ведения Семилетней войны.
  11. С 50-х гг. началось массовое принудительное переселение в Сибирь и на тракт в том числе, а также на казенные заводы Сибири;
  12. В 1762 г. из Енисейского уезда на участок между Канском и Нижнеудинском было выведено на 6 станций по 16 человек. [7] Быконя Г.Ф., к сожалению, не указывает на какие именно станции, но ясно и важно, что это тайшетский участок тракта.
  13. Принудительное заселение тракта возобновилось в 60-70 гг. 18 в. В 1669, 1770, 1771, 1773 годах несколько партий ссыльных разместили на станциях Иланская, в Тинском зимовье, Пойминской и Ключинской станциях, в Бирюсинском и Нижнеудинской слободах. Общее количество посельщиков не указано. В 1769 г. в Бирюсинский станец в ведение сына боярского Семёна Кузьмина было направлено 17 семей ссыльных (26 душ. Муж.пола и 19 жен.пола). Затем в 70-е годы заселили еще 9 зимовий и станций, в том числе Замзорская, Ключинская, Бояроновская и Алзамайская. Количество посельщиков, ссыльных не указано. [8]  Организацией жизни и хозяйства посельщиков-ссыльных занимались так называемые смотрители, один из которых в 1762 г. находился в Бирюсинской слободе.[9]
  14.  По мнению Быкони Г.Ф. Московский тракт окончательно сложился к 80-м годам 18 века.

Характеризуя исследование Быкони Г.Ф. можно сказать, что в нем содержатся довольно богатая информация по истории тайшетского участка тракта. Кроме того, в работе имеется достоверная информация по истории Тайшетского района, а не только по истории тракта. Это обстоятельство делает работу Быкони Г.Ф. ценной. Тем не менее, многое из истории этого участка тракта остается не выясненным.

  2.5. Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в 17-19 вв.[10]

     В монографии Катинова О.Н. исследуется история возникновения, строительства, содержания сухопутного тракта Сибири 17-19 вв. , его эксплуатацию населением, занятия жителей трактовых селений, гужевой и легковой извоз, сельское хозяйство, промыслы, связанные с извозом; история этапного тракта и многие другие вопросы. Монография состоит из 3-х частей, разделенных на 7 глав. Как и любая научная работа монография содержит приложения, указатели имен, списки географических и административных наименований, список сокращений, что делает изучение этого научного труда удобнее. Объект и предмет исследования очень обширен, поэтому в монографии сведения о тайшетском участке тракта не многочисленны, но тем не менее они являются ценными и важными. Кратко перечислим эти сведения:

— автор монографии цитирует Г.Миллера о том, что промер дороги от Красноярска до Нижнеудинска выполнили красноярские казаки в 1726 г.:

— на отрезке Красноярск-Иркутск тракт сложился ко второй половине 18 века; не ранее 1768 г. на этом отрезке были устроены «изрядные» почтовые станции;

-до сер. 18 века красноярско-иркутский участок тракта имел два направления: северная дорога выводила к Балаганску и достигала Иркутска по правому берегу Ангары; южная, летняя, ставшая основной, проходя восточнее Канска значительно южнее, чем северная зимняя. Автор монографии не уточняет маршрут северной дороги более подробно;

— казенные поселения ранее чем на других участках стали возводить в Иланской волости по Московскому тракту в 1827 г. Построено было 316 домов и поселено 1258 ссыльных . В 1819 г. в Нижнеудинском округе — 18 поселений. Иркутский губернатор писал: « По Нижнеудинскому округу во многих селениях, расположенных по Московскому тракту, многие дома из построенных казною до 1820 года для жителей поселенцев…остаются без жильцов опустелыми…по случаю побегов сих людей из новых своих жительств».[11]

— Нижнеудинский округ в северной своей части был неудобен в сельскохозяйственном отношении, и крестьяне вольные не очень то желали здесь селиться. Поэтому тракт заселяли ссыльными. В 1840 году в Иркутском округе было 33 534 жителя, а в Нижнеудинском всего 13 482 чел, так он был менее удобен для землепашества. Устройство поселений в Иркутской губернии, в том числе видимо и на тайшетском участке тракта, было завершено в 1833 году. Заселение тракта продолжалось с 1733 года, то есть более 100 лет заселяли тракт.[12]

— В Иркутской губернии по тракту в 1870 г. было 21 перевозов через реки, в том числе через р.Бирюса в одноименном селе Бирюса. Но автор монографии в следующем же абзаце пишет, что переправа через Бирюсу была в д. Половино-Черемховской. Это обстоятельство требует наших уточнений — где же была переправа середине 19 века? Как известно в д. Половино-Черемхово не протекает р.Бирюса.;

— На Московском тракте в Нижнеудинском округе Иркутской губернии в 1882 г. было исправлено несколько мостов, в том числе через р. Окульшед, то как мы сейчас говорим — Акульшет. Интересно правописание наименования реки в конце 19 века — через «О» и «д» на конце слова. Ремонт гати на р.Окульшед летом 1883 года стоил 1419 руб. 66 коп.[13]

— Автор монографии приводит слова сибириеведа Н.М.Ядринцева о том, что проведение тракта от Красноярска до Иркутска (1500 верт) стоило огромных жертв и усилий; дорогу правили десятки лет и истратили массу средств, дорожная повинность для крестьян была настоящей каторгой;

— Согласно Устава о путях сообщения содержание тракта переводилось на денежную повинность жителей — земский сбор. В губерниях вводилась должность начальников над сообщениями со своим штатом сотрудников. В уездах назначался надзиратель за сообщениями и при нем отделение работников и мастер дорожных работ.  Отделение состояло: мастер, 5 плотников, 10 рабочих, 4 дерновщика, 16 чернорабочих.  Отделение для больших построек на тракте было более многочисленным. Были созданы и военно-рабочие команды для обслуживания тракта. Но в 1827 г. Устав о содержании сухопутных сообщений в Сибири был приостановлен, дорожная повинность вновь приобрела натуральных характер, а военно-рабочие команды расформированы.

— в 1848 году в Нижнеудинском округе пытались создать дорожную команду из 254 ссыльных для обслуживания 232 верст тракта. Вводился так же повозный сбор для сбора денег на содержание тракта. Практиковалась отдача участков тракта на подряд за счет повозных сборов. Таким образом, в 19 веке на содержании дорог использовалась и натуральная повинность, и денежные сборы, подряды, наймы работников для работы на тракте по отбыванию повинности натуральной. Но натуральная повинность мешала развитию крестьянских хозяйств.

— в Нижнеудинсокм округе в 1881 г. на работу на тракт отвлекалось 3093 чел. и 6186 лошадей.[14] Крестьяне находились на ремонте дороги в течение всего июня и еще сверх указанного времени с 1 до 15 октября. Осенью 1880 г. сильные дожди в этом округе так размыли тракт, что в легковом экипаже при хороших лошадях 20-25 верст преодолевали за 10 и более часов. Общая стоимость ремонта тракта обошлась Иркутской губернии в 1343665 руб., но дожди вновь размыли отдельные участки тракта.[15]

— Страдая от тяжелой натуральной повинности по содержанию, ремонту тракта крестьяне бросали работы и самовольно уходили  в свои хозяйства, что пресекалось властью вплоть до использования солдат. 13 июля 1888 г. крестьяне Алзамайской волости Нижнеудинского округа самовольно ушли с работ на тракте и в тот же день были задержаны солдатами на переправе через р.Уда. 16 июля произошло их столкновение с солдатами. 18 июля они вынуждены были вернуться на ремонт тракта, зачинщиков арестовали. 5 июля 1900 г. крестьяне разных сел Алзамайской волости отказались выполнять ремонтные работы.[16]

— Руководство ремонтом осуществляла местная администрация : становой староста, дорожный староста и волостной начальник. Станового старосту избирали и он следил за ходом работ, отчитывался за работу. Дорожный староста тоже избирался один на всю волость. Волостной начальник составлял донесения высшему начальству. Ежегодно весной проводился осмотр участков тракта, составлялись проекты ремонта и отсылались исправнику. Полицейское управление утверждало проекты или вносило изменение. Составлялись списки людей для отбытия дорожной повинности в возрасте от 18 до 60 лет: одного от четырех могущих выполнять повинность с двумя лошадями, тарантайкой и лопатой, топором. Срок работ — 30 дней.

     В третьей главе Катионов О.Н. подробно исследовал развитие ямской гоньбы в России, зарождение ямского сословия, устройство ямов, организацию ямской гоньбы начиная с 16 века. Значительное внимание автор уделил развитию ямской гоньбы в Западной Сибири.

    Четвертая глава монографии Катионова О.Н. посвящена исследованию гужевого извоза на Московском тракте. Автор считает, что развитие торговли, золотодобычи в В.Сибири способствовало развитию извоза, который в свою очередь двигал развитие экономики, особенно в притрактовой полосе. Перевози большое количество грузов: в 1825 г. через Томск проследовало — 103 тыс. пудов, в 30-40 гг. 19 в. — не менее 300 тыс. пудов. От Томска до Иркутска в конце 19 века — до 4 млн.пуд. на 80-100 тыс. подводах силами более 20 тыс. ямщиков.[17] В 1893 г. в Иркутск по Московскому тракту было доставлено 64 959 возов. Через Иркутскую таможню ввозилось до 1.2 млн. пудов чая из Кяхты.[18] Для перевозок грузов создавались транспортные фирмы, так называемые доставщики грузов. Катионов О.Н. подробно описывает историю некоторых таких транспортных фирм, например, Е.Кухтерина в Западной Сибири, сам начинавший как простой ямщик.

— В Нижнеудинском округе извозом занималось 7033 из 63218 мужчин рабочего возраста. На 100 чел. рабочего населения извозом занималось в этом округе 27.8 чел.[19]

    В пятой главе монографии автор исследует легковой извоз и организацию почтовой гоньбы. В середине 19 века в Енисейской губернии было 2334 версты почтовых дорог и 53 станций, 278 пар лошадей, в Иркутской губернии — 3186 верст, 174 станции, 836 пар лошадей. Длина почтового тракта от границы Пермской губернии до Иркутска 3188 верст.[20]

    В Сибири был развит вольный пассажирский извоз — ямщина. Автор монографии подробно описывает традиции езды по тракту в 19 веке, сибирских ямщиков, особенности сибирской езды и лошадей. Скорость езды — зимой от 300 до 350 верст в сутки, летом — 200-250 верст, 15-18 верст в час. Почта от Питербурга до Иркутска шла 31 дней, по 285 верст в сутки. Высокая скорость езды была при езде на «дружках».

     Шестая глава монографии Катионова О.Н. посвящена исследованию этапного Московского тракта, то есть организации перепровождения этапов ссыльных. Эта глава имеет важное значение для изучения истории тракта, Тайшетского района, так в главе содержится много информации касающейся нашей истории. Подробно описывается внедрение Устава об этапах М.М.Сперанского, что повлияло на историю заселения тайшетского участка тракта, занятие местного населения. В Енисейской губернии было создано 8 этапов, в Иркутской — 13.  На каждом этапе имелись этапные воинские команды, в которых служило местное население.

    Глава 7 посвящена исследованию населения Московского тракта. Катионов О.Н. отмечает, что тракт оказал большое влияние на заселение и хозяйственное освоение прилегающей к нему полосы. Население этой полосы было наиболее многочисленным. В 1808 г. вдоль тракта проживало 35 %, 1817 г. — 38,4 % всего населения Сибири. В Иркутской, Енисейской губерниях — 65 и 78 %.[21] В 1887-1888 гг. в Нижнеудинском округе, к которому относилась часть современной территории Тайшетского района, вдоль тракта сконцентрировалось до 28.2 % крестьянских хозяйств от их общей численности. Автор отмечает, что в Иркутской области концентрация населения, хозяйств вдоль тракта была выше, чем в Енисейской губернии.

    В работе Катионова есть сведения и общей численности округов, городов: в 1860 г. в Нижнеудинске проживало 4689 чел., в 1820 г. в Канске — 2231 чел.

   Катионов О.Н. изучая структуру посевов крестьян притрактовой полосы, отмечает, что они больше сеяли овса, больше оставляли залежей для производства сена. Объясняется это тем, что вдоль тракта спрос на корм для лошадей был высоким и его производство было выгодным. Этот факт указывает на то, что сибирские крестьяне вдоль тракта чаще и быстрее переходили от натурального хозяйства к рыночному производству, к товарно-денежным, капиталистическим, отношениям. В Алзамайской волости, к которой относилась часть территории Тайшетского района,  площадь залежи составляла 125 % от всей имеющейся площади земель, засеивали овсом 54 % пашни. В д.Замзор — залеж 111%, овес 53 %.  В трактовых селениях было больше лошадей чем в отдаленных от трактах местах. Это объясняется большой занятостью населения извозом. Автор монографии отмечает, что коневодство в Восточной Сибири было развито плохо. Использовались лошади забайкальской породы. Хорошая ямская лошадь стоила дорого — от 35 до 50 руб. «4 % мужского населения в трактовых деревнях занималось извозом. Развит был такой промысел — дворничество, содержание постоялых дворов на тракте. В Енисейской губернии на протяжении всего Московского тракта в 1897 г. имелось 214 дворов, в Иркутской губернии — 333. В с.Кимельтей — 30 дворов, Тулуне — 19, в Баероновке — 18, Замзоре — 20, Уковском -22.[22] Почти 3.7 % от общего числа хозяйств занималось дворничеством.  Естественно, этим промыслом могли заниматься только наиболее зажиточные хозяйства. Основной доход от дворничества — это от продажи кормов для лошадей, питание ямщиков и проезжих. На тракте много было торговых лавок, харчевен.

     Важные сведения содержатся в главе  6 «Этапный тракт», в которой автор подробно исследует историю сибирской ссылки и движение ссыльных по тракту. Имеющая информация о ссылке дает достаточно полное представление о ссыльном тракте на тайшетском участке. В Приложении к монографии имеется полный перечень этапов в Енисейской, Иркутской губерниях и в том числе по территории современного Тайшетского района: в 1822 г. этапы размещались в д.Черемхово ( ныне Половина-Черемхово), Баероновка, д.Бирюсинская ( ныне Бирюса), Разгонная (ныне Разгон).[23]                Монография Катионова О.Н. является ценным источником по истории Московского тракта и его тайшетского участка.

2.6. Ю.В.Братющенко. К летописи Нижнеудинска.

      Интересной работой, содержащей некоторые сведения по истории тайшетского участка, тракта является статья Братющенко Ю.В., посвященная истории Нижнеудинска. [24] Автор использует уже названные выше по тексту труды Миллера, Словцова, Палласа. 

      Братющенко Ю.В. приводит отрывок из путевых заметок Паршина В.П.[25], из которого можно составить представление о маршруте тайшетского участка тракта: Алзамай — Никольская — Разгонная (19 верст) — Баероновское — Окульшетское- Бирюсинское (20,5 верст)- Лавинское. Остальные населенные пункты по тракту Паршиным не названы. Эти сведения относятся к 1849 году. Как видно, тракт в это время уже не пересекал р.Туманшет и о ней Паршин , в отличие от Миллера,   вовсе  не упоминает.

      О маршруте тайшетского участка тракта можно судить и по другим источникам, например карте Енисейской губернии 1825 г.[26] 

Таким образом, имеющиеся сведения о маршруте тайшетского участка тракта позволяют сделать вывод, что маршрут этого участка сложился ужу к 1825 году.

     Других источников о более ранней датировки этого маршрута мы пока не имеем.

    Имеющиеся письменные источники не позволяют ответить на некоторые вопросы о маршруте тайшетского участка тракта, местах переправ через реки на этом участке. Обозначим эти вопросы:

  1. Миллер Г.Ф. называет переправы через р.Туманшет. Вероятно, тракт пролегал не так как в настоящее время. На р.Туманшет в 50-х г. ХХ в. действительно существовала д. Перевоз, но нет подтверждений что Миллер имел ввиду именно эту переправу.
  2. Миллер утверждает, что через реку Бирюсу существовала переправа, которую новопоселенные жители содержали в порядке. Но Миллер не указывает место переправы, населенный пункт. Вероятно, это д. Бирюса (иначе с.Бирюсинское, станец Бирюсинский). Как известно, еще в 80-х гг. ХХ в. ниже по течению от с.Бирюса имелась паромная переправа. Но имеются и другие сведения: в рабочей тетради тайшетского краеведа А.Ю.Черневского есть запись о наличии парома вблизи д. Конторка в годы гражданской войны в Сибири (1919-1920 гг.).[27] Этот факт подтверждается сведениями о переправах на Московском тракте Иркутской губернии: «В Иркутской губернии переправ было 21: по Московскому тракту: в Бирюсе — через р.Бирюсу» и «в дер.Половино-Черемховской — перевоз через р.Бирюсу».[28] Сведения эти относятся к 1870 г.

По мнению Катионова О.Н., Быкони Г.Ф. тракт от Красноярска до Иркутска, а следовательно и  его тайшетский участок, сложился к 80-м годам 18 века.

3. Заключение.

       Изучение историографии истории сооружения Московско-Сибирского тракта позволило обнаружить, обобщить значительное количество сведений о Тайшетском участке. Значит, поставленные в исследования задачи были и решены и цель достигнута. Однако, остались не решенными многие вопросы истории тайшетского участка тракта. Об этом сказано в работе. Приведенные в работе сведения создали основу для дальнейшего исследования истории тракта. В этом заключается практическая ценность проведенного историографического исследования.

     В работе обобщены сведения по начальной истории Тайшетского участка тракта и дальнейшем его влиянии на рост населения, занятии жителей притрактовых деревень. Исследование показало, что заселение Тайшетской земли шло не только с севера на юг по реке Бирюсе в 17-18 вв., но с запада на восток вдоль будущего тракта в первой четверти 18 в. Значит, было два направления заселения Тайшетской земли.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фото___    Западная граница Тайшетского района по Сибирскому (Московскому) тракту.

Фото___Тайшетский участок сибирского тракта пролегал через д.Новый Акульшет.
Фото____п.Пойма Красноярского края. Здесь в первой четверти 18 в. уже существовало поселение на Сибирском тракте и была переправа через р.Пойма, а после 1823 г. создается этап ссыльного тракта.


Паллас П.С.
Фотография обложки книги Словцова П.А.
Фотография обложки книги Словцова П.А.
Фото-     Словцов П.Я.
Фото ___    Сибирский  Московский тракт в Канском уезде.
Фото___    Это современная улица им. Кирова в Тайшете. Ранее она называлась — Трактовая, потому что возникла улица вдоль сибирского тракта.

[1] Братющенко Ю К летописи Нижнеудинска // Земля Иркутская, №1, 2007. С.25-47.

[2] Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в 18 в. — Новосибирск: Наука, 1981.

[3] Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири.

[4] Быконя Г.Ф. Указ.соч. С.113.

[5] Там же. С.114.

[6] Там же. С.115.

[7] Быконя Г.Ф. Указ. соч. Стр. 131.

[8] Там же. Стр.139.

[9] Там же. Стр.140.

[10] Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в 18-19 вв. — Н-сибирск: изд. НГПУ, 2004. 567 с.

[11] Катионов О.Н. Указ.соч. Стр.100.

[12] Там же. С.101.

[13] Катионов О.Н. Указ.соч. С.134.

[14] Там же. С.155.

[15] Там же. С.156.

[16] Катионов О.Н. Указ.соч.  С.158.

[17] Там же. С.240.

[18] Там же. С.249.

[19] Там же. С.277.

[20] Там же. С.305.

[21] Катионов О.Н. Указ.соч. С.404.

[22] Катионов О.Н. Указ.соч. С.449.

[23] Там же. С.530-531.

[24] Братющенко Ю.В. К летописи Нижнеудинска.// Земля Иркутская, №1, 2007. С.25-47.

[25] Паршин В.П. Описание пути от Иркутска до Москвы, составленное в 1849 г. Цитируется по статье Братющенко Ю.В.

[26] Интернет-ресурс.

[27] Библиотека районного краеведческого музея.

[28] Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в 17-19 вв. Указ.соч. С. 132-133.

Loading