Индивидуальное восприятие войны 1941-1945 годов в личной переписке красноармейца Артёменко В. П.

Приходько Илья, школа-интернат № 24, ОАО «РЖД” ст. Тайшет,

10 класс, 2006 год

Двадцатый век называют веком тоталитарных режимов, поэтому на рубеже 20 и 21 веков остро стал вопрос о соотноше­нии тоталитарно-коллективного, государственного и частного, индивидуаль­ного (Гудков Л. “Память» о войне и массовая идентичность россиян (50-летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной: победители и побеж­денные в контексте политики, мифологии и памяти. — М. Фонд Фридриха Наумакна, АИРО-ХХ1, 2005 — С. 104). Актуальность темы моего исследова­ния объясняется тем, что для нас, людей 21 века, важен вопрос оценки событий, участниками которых были наши близкие и родные люди. Мой прадед Артёменко Василий Петрович был участником Великой Отечествен­ной войны. Он погиб, но семья сохранила все его письма с фронта. Прочи­тать эти письма — значит причаститься к событиям того времени. Но как их интерпретировать? Как объяснить? Как понять, что было главным для чело­века. который их писал и чувствовал дыхание смерти? Что занимало его мысли? Какова его правда о войне? С этим связана новизна выполненной мной исследовательской работы. Я для себя определил, что эта частная история, сохранившаяся в письмах моего прадеда красноармейца Артёмен­ко, представляет собой индивидуальное отражение народной войны. Здесь и элементы массового сознания (например, гордость за успехи Советской России), и личный опыт жизни и войны (военная учеба). Каково соотноше­ние этих частей? — вопрос, который я задал себе перед началом исследова­тельской работы. Ценность этой работы в том, что эпистолярное наследие моего прадеда представляет собой необработанный профессиональными интерпретаторами материал и сохраняет подлинный дух того времени.

Цель работы * изучение эпистолярного материала как отражения инди­видуального восприятия Великой Отечественной войны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Обработать (перевести в компьютерный вид) письма и изучить их.
  2. Обработать данные по содержанию писем, представить их в таблич­ном виде.
  3. Провести сопоставительный анализ писем и произведений военного времени с целью выявить особенности исследуемого материала.

Выбрав письма красноармейца Артёменко В.П. в качестве объекта ис­следования, мы определили предмет исследования — соотношение частного (индивидуального) восприятии ВОВ и официального изображения войны. В программу исследования входило выдвижение гипотезы. Мы предполо­жили, что:

  1. Средства массовой пропаганды s военное время применяли механиз­мы воздействия на сознание простых солдат, но они не всегда были успеш­ными, Это покажет исследуемый материал (письма с фронта)*

Любимые русским народом песни, появившиеся в военное время от­ражали настроение людей* Между их содержанием и состоянием солдат есть общее, что должны показать письма красногвардейца.

В процессе работы применялись такие общенаучные методы исследо­вания, как наблюдение, сопоставление, анализ.

1.Официальная версия военных событий и ее отражение в личной переписке солдата

Официальная пропаганда времен ВОВ, распространявшая информацию через газеты, радиопередачи, политзанятия и т.д., накладывала на созна­ние простых людей особый отпечаток: в речи появлялись газетные клише, слова, свойственные официальному языку, публицистичность высказыва­ний, использование понятий из истории России, вынесение резких мораль­ных оценок событиям и поступкам. Идеологические лозунги -требование военного времени- сменялись от «Наша армия всех сильней!» и «Воспитать любовь через ненависть к врагу!- до  «Воюем с фашизмом, а не с немцами!».     

    Как объяснить простым людям, что нужно государству в данный момент более всего? Как заставить проникнуться идеей и жертвовать собой  «без страха и упрека»? Способ один — мифологизированное искусство. Это сред­ство, которое является нейтрализатором между жизнью и смертью, прав­дой и ложью, иллюзией и реальностью. Вот почему во времена тоталитар­ного сознания, например, во времена сталинских репрессий, миф действу­ет так безотказно.

Мифологические сюжеты и мотивы стали особенно активно использо­ваться в военное время. Чтобы -увидеть» мифологическую основу, предла­гаем использовать таблицу для анализа объектов исследования, позволяющую структурировать мифологические черты.

Таблица составлена на осно­ве статьи «Мифы из «Словаря культуры* 8.Руднева [Руднев 8. Словарь куль­туры XX в. — М.: Аграф, 1997. • 384 с]

циклическое времяигра на стыке между иллюзией и реальностью“многознач ительное косноязычие11мифологические двойники

Рассматривая примеры использования мифов в искусстве военного вре­мени, хочется остановиться в первую очередь на наглядной агитации того времени. Яркие иллюстрации можно найти при работе с плакатами. Здесь отразился процесс управления памятью, формирование лика Родины. Тема Родины близко соприкасалась с темой народного страдания, представлен­ной в виде женщины, призывающей к героической борьбе

Советский искусствовед Н. Михайлова написала гак: «Яркое решение эта тема получила в плакате И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Художник сумел дать в нем аллегорию, а основу которой положен конкретный образ порт­ретного характера, обладающий живой человеческой теплотой и одновре

менно монументальный в своей типичности Он создал убедительный образ женщины, сумел придать ее лицу верное выражение, сделать ее призыва  щий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской при­сяги в ее руке усиливают впечатление обобщающей значительности обра­за, Тому же служит и лаконическая раскраска, плаката, составленная из двух цветов — черного и красного. Лист Тоидзе получил во время воины широкое распространение. Он разошелся по всей стране с текстом, напе­чатанным на многих языках народов СССР» [История русского искусства, тн ХШ, Наука, 1964].

В художественном исполнении плаката, на наш взгляд, отчетливо видно сознательное использование архаического представления о матери, свя­занного с земледелием, с представлением о матери символе плодородия (смотри таблицу 1). Это берегиня, рожаница Макошь. Мать-Сыра-Земля, Ве­ликая Мать  — персонаж предания о земле рождающей и о женщине, продолжающей род. Здесь используется миф более ранний, чем миф о Ми­ровом Древе (Древе Жизни). Именно антропоморфная фигура в центре пла­ката, а не древо в центре композиции призвана воздействовать на зрителя. Очень точный психологический расчет и экономичное исполнение замысла*

Таблица 1. Сводная таблица наблюдений.

Плакат И.Тоидэе «Родина-мать зовет!»

циклическое времяИгра на стыке между иллюзией и реальностьюМногозначительное косноязычиеМифологические  двойники персонажей
     Победа нужна не только тебе, но и будущим поколениямРеальность – штыки, военная присяга, образ женщины Иллюзия — счастливое будущееКонтрастное цветовое исполнение. Однозначная жестику пяции, утриронанность движенийберегиня, рожаница Макошь, Мать-Сыра-Земля, Великая Мать — Природа

Делая вывод, можно отметить, что военная агитация выполняла утили­тарную роль.

Подобная работа по формированию лика Победы со сталинским профи­лем проходила а конце ВОВ. «Отеческий» облик Сталина, большой портрет которого можно было увидеть в каждом номере газеты «Правда* с 1946 по 1950 год, дополнял существующий в плакатном исполнении (а позднее — и в архитектурном — с 1967 титанических размеров памятник в Волгограде на Мамаевом кургане, скульптор

Е. В Вучетич) облик Родины-Матери, Каждый, кто внимательно рассмот­рел плакат Тоидэе и скульптуру Вучетича, подчеркнет различие: вырази­тельность и мифологическую «многослойность» плаката -Родина-мать зо­вет!* и строгую красоту памятника Родине-Матери, напоминающего статую античной богини победы Ники.

Всё сказанное выше — иллюстрация официально-парадной версии воен­ных событий. Сегодня гораздо важнее понять, какова степень восприятия ангажированной информации простым солдатом. Вот письма фронтовика. Их 27, Бережливые родственники посчитали, пронумеровали каждое пись­мо. Проведем их анализ с точки зрения отражения в них официальной ин­формации (смотри таблицу 2).

Таблица 2. Отражение официальной версии военных событий в письмах красноармейца   Номер письма, дата написания Официальная версия военных событий и ев отражение 3 (29/VIII 42 г.) •V «Мне как человеку, не бывшему никогда в армии, придется делать коренную ломку своих навыков, привычек» S (28/IX 42 г.) «ведь надо защищать Родину от немцев, иначе они не дадут нам хорошо жить» 17 (6/XI 42 г.) «Эта разлука неизвестно сколько продлится, так как я зачислен сейчас а гвардию, почетная задача которой разгромить немецких извергов, отомстить за море пролитой крови и слез 26 (ЗОЛ 43 Г.) ‘Прошли мы победным маршем по Сталинградской области, а теперь ведем упорные бои Ростовом, до которого день кеду, но противник чувствую свою гибель бьется не на жизнь, а на смерть

Почему так мало официальной информации заключено в письмах праде­да? Во-первых. «День проходит в ожидании обеда, ужина, сна и завтрака. Вот и все наши интересы», — пишет Артеменко В.П. о настроении солдат; во-вторых, его письма о самом главном для него — о семье; в-третьих, нельзя забывать о военной цензуре. Однако от письма к письму чувствуется все большее влияние политической информации на сознание солдат. Значит, новобранец, попавший в армию, не до конца понимал, зачем он воюет, и испытывал чувство тревоги за состояние семьи, оставшейся в тылу. Поэто­му в армии велась массовая обработка сознания солдат, подготовлявшая их к исполнению военного долга. Но в личных письмах официальная версия отражается слабо, что позволяет сделать вывод о превалировании личного над общественным. Военная тема часто раскрывается в письмах, как тема защиты от врага и Мести обидчику. Исследованию индивидуального пред­ставления о войне по письмам Артеменко В.П. посвящена следующая часть работы (смотри таблицу 3).

Таблица 3. Индивидуальное представление о войне по письмам Артеменко В.П.

Номер письма, дата написанияИндивидуальное представление о войне в наставления* семье и рассказе о бит*
1 (24/VIII 42 г.)‘живите дружно и не ссорьтесь, не деритесь. Слушайте маму и старайтесь помогать ей в работе. Знайте, что папа теперь Вам денег приносить не будет, и придется работать маме. А мама будет зарабатывать в десять раз меньше, чем зарабатывал я. Поэтому уменьшите свои требования, подавите свои желания, старайтесь экономить каждую копейку, старайтесь бережно относиться к обуви и одежде, так как ее и купить негде и купить не на что»;
2 (25/VIII 42 г)«Детки, слушайтесь маму и старайтесь облегчить ее тяжелую догю. а ты. Клава, мужайся и помни что у тебя, кроме мужа, есть еще и хорошие дети, для которых есть смысл жить».
6 (28/IX 42 Г.)«Вы за время моего отсутствия старайтесь жить хорошо, не ссориться друг с другом, слушаться маму и помогать ей в работе».
14 (4/Х 42  г.«Не горюйте, будем жить веселее «Все течет, все меняется”,- сказал один из древних философов, пройдут и наши тяжелые дни, будем вместе и будем жить лучше, чем жили раныиеи
 17 (8/ХI 42 г.)«Причина этому наша раалукэ, вызванная войной, навязанной нам проклятыми немцами*
20 (16/Х1 42 г.)«Скоро будем ка месте, где начнется новая для меня жизнь. Как она начнется и чем кончится остается для меня загадкой1‘.
22 (25/XI 42 г.)«Несколько слое о моей новой службе: прежде всего мне удалось перейти из пехоты в артиллерию, чему я очень рад. Вместе со мной Мягков с Коммунара, с которым мы теперь живем как родные братья: делим вместе все тяготы лагерной жизни в землянках в лесу»

При сравнении материалов наблюдается резкий разрыв между офици­альным картинно-героическим изображением войны и непосредственным и личным опытом участника войны. В письмах на первом плане повседневная жизнь, военная «работа», а потом — размышления о характере войны, В пись­мах Артеменко В.П. нет выражений и слов, которыми наполнены официаль­ные сводки с фронта. (Сравните. Из документов Управления политической пропаганды: «Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хоронить­ся от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь у каждого на устах одно: «За Москву?!!». Шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали имен­но этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались стреми­тельные — не остановишь ничем! — без страха, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пуги все» [Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл..-М.:Дрофа, 1995. с.283])

Вывод. Письма красноармейца свидетельствуют, что пережитые тяго­ты, трудности «науки воевать», неустроенность фронтового быта отодви­гают абстрактные патриотические идеи на второй план. Пропагандистские ходы военного времени, основанные на стереотипах и простых механиз­мах воздействия на сознание простых людей, «патриотический угар* поли­тическою руководства в определенной степени воздействуют на массо­вое сознание, но не достигают желаемой цели на уровне индивидуальном, личностном. Здесь выходят на первый план общечеловеческие ценности, такие, как любовь и дружба.

2.Индивидуальный (частный) опыт войны и его отражение

в письмах

Начать рассмотрение этого вопроса хотелось бы с разговора о песнях военного времени. Интересно, что песни начала войны, имевшие жесткую идеологическую заданность, не стали близкими большинству советских людей, кроме, пожалуй, песни «Моя любимая» (музыка М.Блантера, слова Е.Долматовского). Зато песни 1942 стали не только общеизвестными, но и, благодаря гармоничности и естественности, прекрасно воспринимаются сегодня. Почему? В поисках ответа на этот вопрос возьмем для анализа произведения, написанные в 1942 году и сразу завоевавшие сердца рус­ских солдат: «В землянке» (музыка К.Листова, слова А.Суркова), «Синий пла­точек» (музыка Г. Петербурского, слова М.Максимова), «Темная ночь» (му­зыка Н.Богословского, слова В.Агатова).

Таблица 4. Сводная таблица наблюдений. Песни войны (1942 год) циклическое время игра на стыке между иллюзией и реальностью «многозначительное косноязычие» мифологические двойники персонажей «В землянке»   Воспоминания о прошлом «до смерти — четыре шага» Простые слова и обороты о чувствах человека Златовласая Лада  -покровительница любви, брака и плодородия “Синий платочек” Памятный вечер- письма и синий платок как связующее звено ‘‘часто в бой провожает меня облик твой*’ Многократные повторы слов «платочек», «плечи», «любовь» Языческая Лада из славянской мифологии   Ночь-затишье перед боем, ночь в бою. ночь у детской кроватки ’Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи» Многократные повторы слов “темная ночь», «любимая» Языческая Лада и библейская Мадонна

Значит, любимые миллионами советских людей песни «В землянке», «Си­ний платочек», «Темная ночь» талантливые авторы создавали, используя язы­ческие и библейские мифологические образы. Именно этот песенный мате­риал оказался востребован и необходим для человека, вынужденного рисковать жизнью на войне. Не абстрактная Родина и идея пользы для будущих поколений, а реальные образы семейной жизни (жена, ребенок) дают силы для битвы с врагом.

Как было сказано выше, песни эти стали любимыми, авторов песни не всегда помнят люди, мелодии стали «народными». Так произошло потому, что песни эти отражали настроение советских людей, «попадали» в самое сердце. Условно говоря, их можно считать песнями, в которых отразилась душа народа, они были мотивированы прежде всего реальной жизнью на­рода, окружающей природой, наблюдениями над различными явлениями общественной жизни. Они отличались от тех произведений, которые созда­вались по заказу государства, активно вмешивавшегося во все области жизни народа, и в которых намеренное использовались символы для внедрения в сознание определенных идей, необходимых для проведения политики.

Интересны результаты сопоставительного анализа данных таблицы 4 и содержания писем с фронта. Как в песнях военного времени, так и в пись­мах-наставлениях; Артеменко В.П есть упоминание о цикличности време­ни:

   «Помните что Ваш папа когда был маленьким был простым крестьянс­ким мальчиком и начал работать с 5 лет, то есть с такого возраста как ты

Карочка . Я пас телят , с 8 лет пас лошадей с 9 лет пахал и боронил поле убирал снопы и сено , молотил в ручную простым цепом и делал всякую другую тяжёлую работу . В то время мой папа , ваш дедушка, который живет сейчас в Москве, тоже был на войне и тоже воевал с немцами» (письмо N°1 от 24/VIII 42г.);

«Не огорчайтесь, что Вам придётся жить без электрического света и помните, что Ваш папа учился при лучине (что такое лучина вам мама расскажет} жил в деревне, и благодаря своему терпению и старанию выучился и вышел в люди». [письмо №8 от 28 / IX 42 г.).

     Ощущение «края», «грани», границы между старым и новым, жизнью и смертью передается в следующих строках письма: “Эти десять дней, не­смотря на то, что они были полны всяких забот и треволнений, я много думал о вас, потому что очень трудно сразу отвыкнуть oт семьи и дома, прожив столько лет вместе» (письмо №5 от 2/ IX 42г.),

     Подробные сведения о деньгах, предметах быта, одежде, описание ко­ронки зуба делают письма наполненными живой информацией, дают представление о тяготах фронтовой и тыловой жизни. «Я проживу на красноар­мейском пайке, Он довольно обильный. Завтрак : хлеба 300 гр сахару 25 гр, суп — эмалированная чашка; обед: хлеб 300 гр, суп мясной — эм. чашка, каша с мясом или маслом; ужин ; хлеб-200 гр , сахар-25 грт сушки-80 гр, масла- 25 гр» (письмо №11 от 23 /X 42 г.) — Это  многозначительное косноязычие» появляется тогда, когда на лист бумаги выливаются строки из сердца, из души, когда пишущий говорит о насущном.

    Интерес вызывает тема отношений солдата с женой, которая получает многогранность освещения. Так, в начале фронтовой переписки Василий наставляет Клаву; «Мужайся и помни, что у тебя кроме мужа есть ещё и хорошие дети, для которых есть смысл жить». Основная мысль — материн­ство как спасение от душевного угнетения. Через 3 месяца она снова зазву­чит е письме: «Тебе же, Клава, надо мобилизовать все свои моральные и физические силы и направить их на преодоление тех жизненных трудно­стей, которых много будет на твоём пути, на воспитание наших милых дети­шек, в которых заключена вся наша радость жизни. Помни, что таких, как ты, русских женщин, так хорошо воспетых Некрасовым, миллионы». За высокопарностью слов слышится сильное чувство — гордость за сильную жен­щину, Как и некрасовские героини из поэмы «Русские женщины», Клавдия Матвеевна должна сказать себе: Пускай горька моя судьба -Я буду ей верна!

Поражает, как в письмах простого красноармейца создан образ женщи­ны-матери! Это не результат агитации, а мудрость и настоящее чувство к женщине, заботливость отца о семье, оставшейся один на один с суровос­тью жизни.

Значит, в личной переписке еще более ярко, чем в советских песнях военного времени, отразился идеал женщины, подкрепленный не только идеями, пришедшими из глубокой древности {мифологические образы), но и поэтическими классическими персонажами.   

Итак, это представление о войне отражает внутренние переживания че­ловека на войне, его заботу о семье. Главное — стремление объединиться, сплотиться перед лицом опасности. И дети должны быть дружными, и сол­даты — как братья

                                                                Заключение

      Определив целью исследовательской работы изучение эпистолярного материала как отражения индивидуального восприятий Великой Отечествен­ной войны, мы обработали (перевели в компьютерный вид) письма с фрон­та и изучили их с позиции соотношения частного (индивидуального) вос­приятия ВОВ и официального изображения войны.

Наши предположения о том, что средства массовой пропаганды в воен­ное время применяли механизмы воздействия на сознание простых солдат, но они не всегда были успешными. Это показал исследуемый материал (письма). Наблюдается резкий разрыв между официальным картинно-геро­ическим изображением войны и непосредственным, личным опытом участ­ника войны. В письмах на первом плане повседневная жизнь, военная -ра­бота», а потом   размышления о характере войны.

Проведенный сопоставительный анализ писем и произведений военного времени имел целью выявить особенности исследуемого материала Так, любимые русским народом песни, появившиеся в военное время отражали настроение людей Между их содержанием и состоянием солдат есть общее, что показывают письма красноармейца. Однако в письмах это представление о войне более глубоко отражает внутренние переживания человека на войне, его заботу о семье. Главное — объединиться, сплотиться перед лицом опас­ности. И дети должны быть дружными, и солдаты — как братья.

 Литература

  1. Бартенев И. Героям Сталинградской битвы. — М: Художник РСФСР, 1970.
  2. Гудков Л -Память» о войне и массовая идентичность россиян/60- летие окончания Второй мировой и Великой Отечественной: победите­ли и побежденные в контексте политики, мифологии и памяти. — М,: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ1, 2005, — С. 104
  3. История русского искусства, т. XIII,— М.: Наука, 1964.
  4. Островский В. П., Уткин А. И. История России, XX век. 11 кл.. — М: Дрофа, 1995.-е 283.
  5. Руднев В, Словарь культуры XX а. — М.: Аграф, 1997.  с.384 с.
  6. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт Рос­сии, -М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. — 383 с.
  7. Час мужества. 1941-1945: Избранные произведения о Великой Отече­ственной войне/ Ред.-сост И. Н. Баженова и др. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 704 с.

 160 всего просмотров,  2 просмотров сегодня

2 комментария

  1. Катаржук Даниил 10 "В"

    Меня удивило представление о войне, отражение внутреннего переживания че­ловека на войне, его заботу о семье. Главное — стремление объединиться, сплотиться перед лицом опасности! Публикация очень завараживающая и познавательно, думаю многим она пойдёт на пользу после прочтения.

    • Селезнёв Евгений Сергеевич

      Спасибо , Даниил, мы рады, что поместили на сайте понравившийся вам материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *