В 70-х годах прошлого века  Черневский А.Ю. начал писать книгу о шиткинских партизанах, назвав ее «Зарево над Бирюсой». Опубликовал первую часть книги «Набег»  в шести номерах районной газете «Заря коммунизма» (1979 г.).  В этом же году чуть ранее были опубликованы его же заметки,   посвященные 60-летию Шиткинского фронта. В 1971 г. Адольф Юрьевич написал художественно-документальный очерк «На смертный бой».   Эти   были , не без успешные,  реконструкции важного события партизанского движения — сражение за село Бирюса в марте — мае 1919 г., то есть 101 год назад. Однако наше внимание привлекают не календарные совпадения и юбилейные даты, а важность боев за с.Бирюса в контексте всей истории партизанского движения на юге Среднего Приангарья. И, конечно же, заслуги Черневского А.Ю. в изучении нашего далекого прошлого.

        Относительно полное, насколько нам возможное, исследования другого события – нападение партизан на станцию Тайшет 8 мая 1919 г., нами проведены. Приступаем к изучению    военных действий у села Бирюса.    В чем  помогут     фотографии,  собранные с помощью Дроздова В. (прилагаются к статье)

*   *   *

       Криволуцкий П.Д. в своей книжке воспоминаний «Шиткинские партизаны»[1] не  рассказал о боях партизан за села Конторка, Бирюса, Старый Акульшет. И читателям этот факт, вероятно, казался и кажется весьма странным, на что есть   множество оснований. Во-первых, эти села цитадели партизан, удержание которых решало судьбу всей партизанской борьбы.  Как не рассказать об этом?  Во-вторых, белогвардейцы неоднократно  штурмовали село Бирюса, то есть событие не было кратковременным, да еще с большими потерями в живой силе с обеих сторон.  В-третьих, к этому делу были подключены чехословацкие легионеры, что предало боевым действиям славный оттенок – война с интервентами и оккупантами . Открытая, не диверсионная, война с внешним врагом, это уже не гражданская война. В-четвертых,  после поражения партизан в боях за село Бирюсу Шиткинский фронт распался. Партизаны разошлись по домам, часть двинулась малыми группами в северные волости юга Среднего Приангарья, на реку Чуна. Ушли, одним словом, от линии Транссиба, наличие которой в полной мере делало из них партизан в полном смысле слова.

    Отсутствие рассказа о боях за Бирюсу сделало книжку Криволуцкого П.Д. «Шиткинские партизаны» неполноценной. Почему он не написал об этом событии непонятно. Может быть, потому что он лично не участвовал в этом.

     Однако же  он   написал об этом  в 1933 г. в  маленькой брошюре – «Во вражьем кольце. март — 1919 г. Воспоминания партизана».[2]   Это была  проба пера, следующая его книжка большего объема была опубликована в 1934 г. Заметим, Криволуцкий П.Д. почему-то описывает события только одного месяца. Бои за с.Бирюса продолжались и позже, вплоть до июня 1919 г. И еще, содержание  брошюры не есть воспоминания. Никакого личного участия автора в мартовских событиях под Бирюсой не заметно, впрочем как и в других  событиях партизанского борьбы. Например, весьма неконкретно пишет он и о своих действия по время нападения партизан на станцию Тайшет.

   В предисловии к  книжки «Во вражьем кольце…» участник партизанского движения Тимофеев И. написал : » В чем заключалась особенность Шиткинского фронта? Там не существовало оформленных тыла и фронта – эти понятия к Шиткинскому фронту совершенно неприложимы. Сегодня тыл,  а завтра фронт. Эта особенность заключалась еще и в том , что у него не было крупных боевых единиц, борьба велась небольшими группами лыжников…».

    Теперь стоит разобраться о каком времени говорит Трофимов И. Если в соответствии с датой на обложке книжки Криволуцкого П.Д., то это март 1919 г. Сколько было партизан марте?  Для выяснения этого вопроса посмотрим книжку «Шиткинские партизаны»:  «2 марта оформили отряды. Избрали штаб и командный состав отрядов, решили идти к ж.д., занять Конторку, Ст. Акульшет, Бирюсу,  Гоголевку – так  и назвали отряды, а в Конторском выделили еще отряд   лесных братьев во главе с Бичом И.А., еще летучий отряд Пепула Я. (Стр 15) В отряде по 30-40 чел. (стр 16) Вскоре в трехдневный срок отряды выросли до 1500 человек (стр 18). …После захвата селений создавались волостные и сельские ревкомитеты подчиненные Военно — Революционному  штабу фронта   (стр 19)».    

    В белогвардейском гарнизоне станции Тайшет не было такого количества солдат, как одном лишь отряде с.Бирюса. Так что Трофимов И. не совсем прав, говоря об отсутствии крупных боевых единиц. Скорее эта  есть особенность присуще была не только партизанскому  движению, а обоим противоборствующим силам  в данном районе.  Отметим еще следующее, под  выражением фронт  Криволуцким П.Д. понимается  объединение партизанских отрядов, а не территория действий партизан. Белогвардейцы и интервенты понимали фронт именно как территорию боевых действий. 

      В книжке «Шиткинские партизаны» нет подтверждения  особенностей подмеченных Трофимовым И. Был и фронт и, управляемый ревкомами, тыл. Трофимов сам же пишет  – партизаны контролировалис переменным успехом 7 советских волостей!   

     Крупные боевые единицы? Что значит крупные, Трофимов не поясняет. Подсчитаем: 1500 партизан в пяти отрядах, значит в каждом отряде по 300 человек. Куда еще крупнее на первый же месяц партизанской борьбы! Да и дело в том, что стратегия и тактика партизан  – действовать мелкими группами на диверсиях, где более и не требовалось боевой силы. И сетовать на отсутствие крупных боевых единиц не стоит.  К тому же в постоянном гарнизоне Тайшета не было многочисленного войска. Численность противников партизан здесь увеличивалась кратно по причине прибытия того или иного эшелона белочехов  и белорумын. Март — апрель 1919 г. были временем наивысшей эффективности партизанской борьбы   именно малыми силами.

   Так что не согласимся с выводами Трофимова И. 

   Укажем иные подмеченные нами особенности. Близость Транссиба делало из повстанцев  настоящих  партизан.  И линия фронта, как линия противостояния воюющих сторон, была. И пролегала она как раз в  10-20 км. в северной стороне от  полотна железной дороги и тянулась от   Черемшанки на западе до Разгона на востоке. Пусть даже и прерывистая, но явная  линия противостояния противнику, линия действий шиткинских партизан,а   восточнее Разгона зона баерских партизан, западнее разъезда Точильный кучеровцов. Таким образом, линия соприкосновения с врагом, так сказать линия фронта, легко прокладывается по местам диверсий и боестолкновений, в том числе боев за село Бирюса.

     Севернее железнодорожной линии был  подконтрольный  партизанам район, довольно глубокий тыл.  По южной стороне  железной дороги линия фронта отсутствовал по причине слабой и постоянной боевой активности Серафимовского партизанского отряда. И тыл здесь был не столь глубоким, ограниченный отрогами Восточного Саяна и отсутствием крупных сел.

      Вернемся к теме статьи и составим представление о боях за село Бирюса. Обратим внимание на постановку геотегов и таймтегов. В названии книжки  – акцентировано наше внимание на два момента — вражье  кольцо  и март 1919 г.  

    Село Бирюса не было окружено белогвардейцами и интервентами. Никакого кольца, окружения  не существовало, и это видно в тексте брошюры. Так что название брошюры выбрано автором  неудачно.    Направления действий белогвардейцев и чехословаков на протяжении всего сражения исходили от Тайшета: Тайшет — Суетиха — Венгерка, затем на север. Реже от станции Юрты в сторону села Конторского.  Бирюсинские партизаны не были отрезаны от Конторки, Старого Акульшета, Нижней заимки, Гоголевки, базовых опорных пунктов партизан.

     Отметим что  Криволуцкий П.Д. не указывает даты или делает это редко, время не отмечает, то есть нет того, что позволило  бы  читателю составить  хронологию описываемых событий. Нет и ссылок на источники информации исходившей из лагеря противоборствующей стороны. Одним словом, нет хронологического описания обороны села Бирюса.   

     Сам он не участвовал в этих боях, и писал брошюру по рассказам других партизан. Действия гоголевцев описаны им подробнее, так как именно он командовал ими во время диверсий на железной дороге. Потому и считает, что они есть составляющие части обороны Бирюсы. На самом деле это не так. Это всего лишь отдельные действия партизан , так как не просматривается ни положительная, ни отрицательная связь их с оборонительными действиями партизан в с. Бирюса, как и ни с наступательными мероприятиями  белочехов и колчаковцев.

   На 20-й странице автор описывает подготовку белогвардейцев к боевым действиям по ликвидации партизан в нижнеудинско – тайшетском районе, при этом  конкретно  не упоминается село Бирюса. Действия белогвардейцев пересказаны   по  сводкам штаба Иркутского военного округа, без указания источника.

    Впрочем, не будем строгими, ведь брошюра это воспоминания, а не документальный очерк. Зададимся вопросом  – почему именно это село стало целью антипартизанских действий белогвардейцев и интервентов?

      Криволуцкий П.Д. это не объясняет. Подумаем сами. Близость к железной дороге? Село Конторка тоже рядом с ней, и именно оттуда совершали набеги на железную дорогу и ее объекты  партизанские группы Бича — Таежного И.А.  И приблизится к этой опорной базе партизан так же легко, как и к Бирюсе со стороны станции Юрты или с разъезда Венгерка, от которого  всего-то пара километров до Конторки. И обстрелять его из орудий бронепоездов так же легко как и село Бирюса, что и происходило в ходе боев. Да и Бирюсинский партизанский отряд был создан позднее Конторского, Ст.Акульшетского, В.Гоголевского. Однако Бирюсу назвали форпостом (аванпост)  Шиткинского фронта,   оно выдвинуто ближе всех из  партизанских сел  к противнику. Действительно,  это так. К тому же село это не отделено от Тайшета  водными преградами, как Конторка. Старый Акульшет расположен в 17-18 км. по прямой от Тайшета, а Бирюса всего в восьми  км. Разъезд Венгерка , контролируемый противником партизан,   еще ближе к селу Бирюса. Вот и все объяснение, сугубо географическое объяснение.  

     Хотелось бы объяснений подчеркивающих какие-то отличительные заслуги бирюсинцев, к примеру такие:  здесь более сильный, многочисленный отряд партизан, от села прямой путь в тыл другим отрядам, бирюсинцы более активны в борьбе, именно здесь находятся все руководители  партизанщины… Ни чем подобным партизаны  Бирюсы не обладали. Лишь в ходе обороны своего села вместе с пришедшими  на помощь они  проявили лучшие боевые качества.

    Стоит отметить следующую особенность. Оборона села привела к гибели   27 партизан и мирных жителей, из 166 погибших и пострадавших физически. В бою за станцию Тайшет погибло более 72 партизана, не учитываю казненных захваченных в плен.  Мирные жители гибли и в с.Конторском. Эта же участь постигла Старый Акульшет, Трак-Ужет. Нижняя Заимка, Шиткино, Серафимовка, Гоголевка, Байроновка, Николаевка не пострадали, партизаны были выведены из них, что позволило избежать карательных актов со стороны колчаковцев.

     Перенесение эпицентров  вооруженной борьбы непосредственно в населенные пункты приводили к отрицательным последствиям. Такая тактика — оборонительные бои в деревнях,  была менее эффективна , чем размещение партизанских баз в глубине тайги и совершение диверсионных  вылазок оттуда  на железную дорогу    от  Иланской до самого Нижнеудинска.  

     Дата начала боев за Бирюсу в брошюре «Во вражьем кольце…» не указана, а описывается разгрузка воинских частей на станции Тайшет  – утро пасмурное, мартовский снежок падает и тут же тает…  И далее по тексту  –  в километрах семи слышны выстрелы орудий и пулеметов. То есть бой уже идет, но не указано когда он начался. Выше по тексту приведена одна дата  – 19 марта, якобы в этот день издан  приказ Колчака о подчинение всех сил генералу  Розанову для  ликвидации партизан в районе Тайшета в частности.

    Однако, нет даты начала непосредственных действий белогвардейцев у с. Бирюса. Зато Криволуцкий П.Д. с увлечением рассказывает об успехах партизан в  диверсиях на железной дороге как помощь партизанам Бирюсы. Спорным является утверждение автора о значении диверсий –белогвардейцы не смогли своевременно подтянуть войска для штурма Бирюсы. Они могли и делали это по Московскому тракту, да и разрушения железной дороги восстанавливались, движение не прекращалось.

    Довольно странным выглядит приказ от 26 марта «шиткинского командарма» (?)  конторским, акульшетским, гоголевским отрядам   разрушать железную дорогу на разных ее участках . Почему не было приказа выдвинуть партизанские отряды непосредственно к месту боя и помочь численно и оружием бирюсинцам? По мнению Черневского А.Ю. такая помощь была  не по  приказу Главкома Кочергина Е., а благодаря якобы лично Бичу-Таежного И.А.  

     В целях полного восприятия событий сражения за село Бирюса составлена сводная хронологическая таблица боевых действий на основе разных источников. Первая дата в ней  – 2 марта бой в д.Шиткинской, положившее начало открытой партизанской вооруженной борьбы против белогвардейцев и интервентов. Гражданская война в тайшетско — шиткинско — чунском районе приняла здесь форму партизанщины, в ходе которой не все действия партизан разных отрядов были согласованными, плановыми, руководимыми из единого центра, лишенные дисциплины при наличии выборности руководителей с элементами  атаманщина.

    В таблице приведены данные о диверсиях на железной дороге   периода март – конец мая 1919 г. Однако трудно видеть их как помощь обороняющимся бирюсинцам.

    После 26 марта очередное наступление белогвардейцев и их союзников.  В первой попытке, состоящей из нескольких атак на позиции партизан и артобстрелов села, белогвардейцы понесли     якобы значительные потери, они вели  сильный обстрел  села ( по 500 снарядов в день), гибли мирные люди., жители срочно эвакуировались. Общей операцией по овладению Бирюсой командуют подъесаул  Кузнецов, при участии  поручика Чередина, чешского капитана Освольда (?). При этом чехи, по данным  Криволуцкого,  больше занимается карательными действиям по отношению белогвардейским дезертирам, трусам.   Обороной Бирюсы командовал начальник Бирюсинского партизанского отряда Яков Москвитин.

    Ни одна из многочисленных попыток белогвардейцев и чехословаков в марте  не увенчалась успехом.

   Таков рассказ Криволуцкого П.Д. о героизме партизан. О последующих событиях завершения обороны Бирюсы   по непонятной причине он  ничего не сообщает.

    В книжке «Шиткинские партизаны»   период март — 25 мая он оценил как   время успешного развития восстания и ожесточенных боев с колчаковщиной по линии ж.д. от Тинской до Н-Удинска.  (стр.15).  26 марта Кочергин Е., командующий отрядами неоднократно   просил (!)  товарищей разобрать ж.д.путь и телеграф, так как Бирюса в критическом состоянии. И несколько раз делал это   до 12 апреля.

    Отступление партизан началось 25 мая, шиткинские партизаны потерпели поражение, по словам Криволуцкого «успехи сменились поражениями и неудачами» (стр.27). Практически это все что написано о боях за Бирюсу.

    Обратимся к иным источникам информации.

Прежде всего проанализируем  хронологический обзор событий партизанской войны, выполненный Череневским  А.Ю. к 60 — летию Шиткинского фронта. [3]  К сухим перечислениям событий добавим более художественные описания их. Это довольно большой художественно-документальный очерк Черневского А.Ю. «На смертный бой».[4]  Это то, что нам нужно. Без труда установим период оборонительного сражения и его этапы, выделяемые на основе выявленных особенностей и результатов, качественных изменений. Стоит учесть , что мы пользуемся краеведческими исследованиями, реконструкциями сражения. Поэтому следует критически осмысливать их с целью более точного представления события столетней давности.

    Нет смысла пересказывать содержание таблицы.  Попробуем для начала выделить периоды сражения:

1. 26.03.1919 г. —   наступление белогвардейцев под командой Кузнецова  с участием артиллерии чехословаков.

Селезнев Е.С.

Продолжение следует…


[1] Криволуцкий П.Д. Шиткинские партизаны. – Иркутск-Москва, 1934 г.

[2] Криволуцкий П.Д. Во вражьем кольце. Март 1919 г. Воспоминания партизана. – Востсибпартиздат, 1933г.

[3] Череневский А.Ю. К 60 летию Шит.фр.   Хронологический  обзор событий //  Заря коммунизма, 1979 г.

[4] Он же. На смертный бой // Заря коммунизма, 1971 г.

Loading