Отчет о краеведческой экспедиции по изучению истории возведения и архитектуры церкви Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Авдюшино Тайшетского района Иркутской области

  1. Вступление. Организация экспедиции.

Данная экспедиция была организована и проведена Тайшетской городской общественной историко-просветительской организацией «Бирюса- Мемориал» в соответствии с планом работы на 2003 год. Одним из разделов это плана является сбор краеведческого материала по истории церквей Тайшетской земли ( церковное краеведение ). Тема для ИПО «Бирюса-Мемориал» новая, так как за прошедшие 14 лет работы никаких исследований по церковному краеведению не проводилось. Только в 2002 году членами ИПО М.Кушковым, В.Сосиным было проведено исследование метрических книг церквей в прошлом существовавших на территории Тайшетской земли.[1] Тем самым было впервые введено в число исторических источников метрические книги. Но исследование их проводилось с целью изучения процесса заселения Тайшетской земли и возникновения населенных пунктов в период аграрной реформы П.А.Столыпина.

Теперь же члены ИПО поставили перед собой изучение именно истории самих церквей, а затем, по мере обнаружения необходимых источников, изучение социальной роли церквей. Тема эта актуальная, так как без изучения истории церквей и их деятельности история района будет неполной.

  • Основная часть :

а. История возникновения и развития деревни Авдюшино.

Подготовительный период краеведческой экспедиции был посвящен изучению истории деревни Авдюшино. В краеведческих публикациях местной газеты «Заря коммунизма» ( ныне это «Бирюсинская новь») удалось обнаружить первые сведения о возникновении Авдюшино и определение топонима «Авдюшино». По словам краеведа А.Черневского на территории нашего района одним из первых возник Авдюшинский переселенческий участок на территории Тайшетской волости, заселенный еще в конце 19 века переселенцами-украинцами.[2] [3] Есть сведения что Авдюшинский переселенческий приказ был открыт 25 февраля 1914 года.1 До прибытия переселенцев здесь находилась заимка крестьянина из деревни Бирюсинской Иннокентия Авдюшева.

Заимка- это « какое-то подобие жилища- шалаш, балаган или юрта, на манер бурятской, землянка и т.п. , то есть временное , на период сельскохозяйственного сезона постройка для жилья или содержания скота, инвентаря, жилье крестьян Сибири на удаленных от деревни, села сельскохозяйственных угодиях. Появление в Сибири заимок ( а они были свойственны только для Сибири) связано с формами землепользования- бессрочный заимочно- захватнический способ землепользования. Если земельных ( пашни, сенокоса) уже белью вблизи деревни, села по мере роста населения, то крестьяне вынуждены были искать эти угодия вдали от деревни. Найдя их, они строили здесь заимку, на которой проводили рабочее время во время сельскохозяйственных работ- разработка пашни, пахота, сенокос, уборка урожая, обмолот


[1] Исследовательская работа М.Кушкова, В.Сосина «Метрические книги церквей Тайшетского района как исторический источник», 2002г., архив ИПО «Бирюса-Мемориал», рукопись.

[2] А.’Черневский «Почему так называется?», «Заря коммунизма», 22 мая 1982 год.

[3] И.В.Калинина « Православные храмы Иркутской епархии 17-20 вв.», М., ГАЛАРТ, 2000г.

 Заимка — это « какое-то подобие жилища- шалаш, балаган или юрта, на манер бурятской, землянка и т.п. , то есть временное , на период сельскохозяйственного сезона постройка для жилья или содержания скота, инвентаря, жилье крестьян Сибири на удаленных от деревни, села сельскохозяйственных угодьях. Появление в Сибири заимок ( а они были свойственны только для Сибири) связано с формами землепользования- бессрочный заимочно- захватнический способ землепользования. Если земельных ( пашни, сенокоса) уже белью вблизи деревни, села по мере роста населения, то крестьяне вынуждены были искать эти угодия вдали от деревни. Найдя их, они строили здесь заимку, на которой проводили рабочее время во время сельскохозяйственных работ- разработка пашни, пахота, сенокос, уборка урожая, обмолот зерна и т.д. Иногда на заимках строили добротные здания-избы и некоторые члены крестьянской семью проживали здесь поочередно весь год, обмолачивая зерно, ухаживая даже за скотом, охраняя имущество. Постепенно заимки разрастались- к первым заимочникам пристраивались новые и так постепенно из заимки вырастала деревня, село. Заимка нужна была для того, чтобы не тратить время на переезды из деревни к сельхозугодиям в разгар сезонных работ. Временными наездами ужу нельзя было обходиться , и крестьяне устраивали на заимке более капитальные строения- избу с печью вместо балагана, амбары для хранения продуктов, постройки для скота, часть которого переводили на заимку из деревни. С началом полевых работ на такую заимку переселялись многие члены семьи и работники. Осенью вновь перебирались в деревню. В зимнее время совершались периодические наезды на заимку для молотьбы и других работ. Заимочная система имела огромное значение — посредством заимок производилось заселение Сибири.

Именно его именем и была названа будущая деревня. При анализе метрических книг, в частности церкви с.Бирюсинского за период с 1890 по 1915г., удалось обнаружить имена 19 человек ( включая родителей и детей) Авдюшевых. В беседе с потомками Авдюшевых дополнительно выяснилось , что в начале XX века жили несколько  Авдюшевых, состоявших в различной степени родства. Подтверждения этому  получены из метрических книг различных церквей : так , например, в метрической книге за 1890 год имеется запись о том, что в семье крестьянина Бирюсинского села Козьмы Радионова Авдюшева и его законной жены Стефаниды Петрова 27 марта родилась дочь Мария, восприемником при крещении был Андрей Родионов Авдюшев. Двумя годами позже , то есть 9 марта 1892 года, восприемником при крещении ребенка родившегося в семье бирюсинского крестьянина Гончарова был Михаил Иванов Авдюшин; в том же году в качестве восприемницы записана в метрической книге крестьянская девица Пораскева Иванова Авдюшина и Филипп Иванов Авдюшин.           

В метрических книгах за 1902 год тоже имеются записи с указанием на членов этой семьи : восприемницей при крещении ребенка бирюсинского крестьянина Сучкова В.С.

5 августа 1902 года была крестьянская жена Агапия Павлова Авдюшева. Восприемницей при рождении и крещении ребенка родившегося 28 августа в семье крестьянина того же селения Мамаева А.И. была крестьянская жена Анна Васильева Авдюшева.

 24 августа 1902 года у Бирюсинского села крестьянина Филиппа Ивановича Авдюшева и его законной жены Екатерины Иванова родился сын Александр, при крещении которого восприемниками были Иннокентий Иванов Авдюшев и крестьянская дочь Раиса Иванова Авдюшева. Но мальчик Александр в 9-летнем возрасте , 4.1.1911 г, умер.

Авдюшевы в 1911 году уже проживали в с. Тайшет. В метрической книге за 1911 года есть запись о том, что крестьянин с.Тайшет Александр Филиппович Авдюшев 4 марта 1911 г был восприемником при крещении ребенка; а крестьянин этого же села Тайшетского Филипп Иванов Авдюшев и его законная жена Екатерина Иванова стали счастливой супружеской парой:  у них 21 июня родилась дочь Агрепина, восприемницей при этом была Агафья Филиппова Авдюшева.

4 октября 1911 года родилась   девочка Зинаида в семье других Авдюшевых — Иннокентия Иванова Авдюшева и его законной жены Елены Стефанова , при крещении восприемницей записали Агафью Филиппова Авдюшеву. В 1927 году , видимо, эта семья продолжает жить в Тайшете: в метрической книге против записи о рождении Зинаиды помечено, что свидетельство о ее рождении за №69 выдано в 1927 году. В 1915 году Агафья Филиппова Авдюшева была восприемницей при крещении ребенка и крестьянина И.Ю.Плетнева, а Васса Родионова Авдюшева из села Тайшетского 19 июня 1915 года стала восприемницей при крещении девочки Нины , родившейся в семье Мальцевых. При анализе этих записей составлена приблизительная родословная Авдюшевых .

По воспоминаниям родственников Авдюшевых, живущих сейчас в Тайшете, установлены еще имена Авдюшевых, не обнаруженных в метрических книгах: Алексей Родионович Авдюшев , Константин Алексеевич Авдюшев. Авдюшев Родион якобы имел текстильную мануфактуру в самой Москве в конце 19 века Дом в Тайшете , где ныне располагается городская СЭС (сейчас его нет — снесен после пложара), был домом Вассы Родионовны Авдюшевой. Дом, где ныне располагается туберкулезный кабинет по улице им. Кирова- это дом Филиппа Ивановича Авдюшева. Заимка , которая дала название деревне , принадлежала Алексею и Андрею Родионовичам Авдюшевым. Это противоречит данным А.Черневского, который утверждает, что заимка принадлежала Иннокентию Авдюшеву.

По архивным данным удалось установить , единоличные хозяйства авдюшинских крестьян объединили в сельскохозяйственную артель ( колхоз) в 1928 году , а к 1933 году ( завершение процесса коллективизации по стране) в этом колхозе «Власть труда» насчитывалось 40 хозяйств с коллективным стадом 84 коровы и с населением 1062 человека, включая и детей. Всего же в Тайшетском районе в 1934 году проживало 39.582 человека. В 1935 г в этом районе было создано 56 колхозов и 1 свиносовхоз, колхозников насчитывалось 2.764 человека, в семьях которых насчитывалось 13.091 человек, в т.ч. мужчин 6.266, женщин 6.727 человек. Всего же хозяйств крестьянских по району было 7.185 с числом членов хозяйств 29.320 человек, единоличных хозяйств — 735.

В 50-х годах колхоз «Власть труда» имел 2.021 га земли , в том числе пашни 1073 га, 263 головы крупно рогатого скота, 163 свиньи, 159 овец, 876 кур , 57 рабочих лошадей. Надой на одну фуражную корову составлял 1106 литров в год. Колхоз «Власть труда» неоднократно передавался в управлении различным другим колхозам, например, в последние годы существования он стал одной из бригад совхоза «Байроновского», центральная усадьба которого находилась в д.Березовка. В настоящее время в д.Авдюшино все производственные помещения бывшего колхоза разрушены и не существуют. Население деревни, проживающее в 33 частных домах, это пенсионеры. Деревня полностью лишена больницы, телефонной связи, магазина ( торговля на дому одного частного предпринимателя), нет школы, клуба. Деревня в административном отношении подчинена Тимирязевской сельской администрации.

Крестьянина И.Ю.Плетнева, а Васса Родионова Авдюшева из села Тайшетского 19 июня 1915 года стала восприемницей при крещении девочки Нины , родившейся в семье Мальцевых.[1] При анализе этих записей составлена приблизительная родословная Авдюшевых ( прилагается). По воспоминаниям родственников Авдюшевых, живущих сейчас в Тайшете, установлены еще имена Авдюшевых, не обнаруженных в метрических книгах: Алексей Родионов Авдюшев , Константин Алексеевич Авдюшев. Авдюшев Родион якобы имел текстильную мануфактуру в самой Москве в конце 19 века, дом в Тайшете , где ныне располагается городская СЭС, был домом Вассы Родионовны Авдюшевой; дом, где ныне располагается туберкулезный кабинет по ул им Кирова- это дом Филиппа Ивановича Авдюшева. Заимка , которая дала название деревне , принадлежала Алексею и Андрею Родионовичам Авдюшевым.[2] Это противоречит данным А.Черневского, который утверждает, что заимка принадлежала Иннокентию Авдюшеву.

По архивным данным удалось установить , единоличные хозяйства авдюшинских крестьян объединили в сельскохозяйственную артель ( колхоз) в 1928 году , а к 1933 году ( завершение процесса коллективизации по стране) в этом колхозе «Власть труда» насчитывалось 40 хозяйств с коллективным стадом 84 коровы и с населением 1062 человека, включая и детей. Всего же в Тайшетском районе в 1934 году проживало 39.582 человека. В 1935 г в этом районе было создано 56 колхозов и 1 свиносовхоз, колхозников насчитывалось 2.764 человека, в семьях которых насчитывалось 13.091 человек, в т.ч. мужчин 6.266, женщин 6.727 человек. Всего же хозяйств крестьянских по району было 7.185 с числом членов хозяйств 29.320 человек, единоличных хозяйств — 735.

В 50-х годах колхоз «Власть труда» имел 2.021 га земли , в том числе пашни 1073 га, 263 головы крупно рогатого скота, 163 свиньи, 159 овец, 876 кур , 57 рабочих лошадей. Надой на одну фуражную корову составлял 1106 литров в год. Колхоз «Власть труда» неоднократно передавался в управлении различным другим колхозам, например, в последние годы существования он стал одной из бригад совхоза «Байроновского», центральная усадьба которого находилась в д.Березовка. В настоящее время в д.Авдюшино все производственные помещения бывшего колхоза разрушены и не существуют. Население деревни, проживающее в 33 частных домах, это пенсионеры. Деревня полностью лишена больницы, телефонной связи, магазина ( торголя на дому одного частного предпринимателя), нет школы, клуба. Деревня в административном отношении подчинена Тимирязевской сельской администрации.

* * *

б. Сведения о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в

д.Авдюшино

Одним из объектов нашего исследования было здание бывшей церкви д.Авдюшино. Как удалось узнать , это церковь была однопрестольная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. «…Церковь первоначально предполагалось построить в с.Логовском Тайшетской волости, но более удачное расположение села Авдюшино и большая его населенность определило строительство храма именно здесь. Проект деревянной церкви составлен епархиальным архитектором инженером А.С.Покровским. Возведение храма началось в 1916 году, а закончилось к лету 1917 года. Подрядчиком выступил


[1] Метрические книги церквей, архив ИПО «Мемориал-Бирюса».

[2] Воспоминания А.К.Губениной, архив «Бирюса-Мемориап», записано февр.2004г.

Н.А.Зверев, ранее хорошо зарекомендовавший себя на строительстве церквей Умингенского и Мунгунского переселенческих участков. В настоящее время здание заброшено и находится в аварийном состоянии. Церковь в основном сохранила свои первоначальные формы, утратив лишь венчающие части храма. Стены ее сложены из бревен с рубкой углов в лапу. Четвериковый храм с низким вторым четвериком под основной кровлей возвышается над алтарем и трапезной. Вероятно , ранее он был увенчан пятью главами — четырьмя небольшими расположенными по углам верхнего четверика, вокруг более крупной центральной. Архитектура церкви типична для своего времени, а элементы декоративного убранства заимствованы из типовых проектов, рекомендованных Министерством путей сообщения для строений вдоль новой железной дороги. Аналогичные архитектурные решения имели церкви в селах Батама, Ичера, Мухтуйск Иркутской губернии.»[1] В настоящее время здание церкви в д.Авдюшино единственное сохранившееся из всех церквей земли Тайшетской. А их- церквей, часовен, было всего :

  1. Церковь Пресвятой Троицы с.Бирюса
  2. Церковь Михаила Архангела с.Баероновское ( Байроновка)
  3. Церковь Николая Чудотворца с.Бунбуй ( ныне Чунский район)
  4. Церковь Покрова пресвятой Богородицы с.Черенгачет( ныне это село не существует)
  5. Церковь святого Николая Чудотворца с.Шелаево
  6. Церковь пресвятой Троицы с.Шелехово
  7. Церковь Казанской иконы Божьей Матери с.Н.Заимка
  8. Церковь св.великомученицы Варвары с. Н.Акулынет
  9. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с.Короленко
  10. Церковь святителя Николая Чудотворцы с. Конторка.
  11. Церковь Преображения Господнего с.Червянка ( ныне- Чунский район)
  12. Церковь святителя Николая Чудотворца с.Тайшет
  13. Церковь Пресвятой Троицы с.Ст.Акулынет
  14. Церковь св.апостолов Петра и Павла д.Петропавловка ( ныне не существует)
  15. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д.Авдюшино

При изучении истории авдюшинской церкви не обойтись без объяснения в честь чего она так названа. « В христианской церкви существует культ Богородицы и он занимает видное место. Многие праздники в ее честь вошли в число двунадесяти ( из 12 праздников четыре посвящены деве Марии) праздников. Своими корнями этот культ богородицы уходит еще во времена первобытнообщинного строя. Тогда многие земледельческие племена особым почтением относились к богине земли, плодородия и изобилия, непорочно рожавшая плоды. В античной древности культ богини-матери получил особое распространение . Почти у каждого народа была своя богиня-мать. У Египтян- Исида, римлян- Церера, например. Христианство переняло этот культ. Современный образ христианской богоматери сложился не сразу. Первоначально она , богородица, выглядила в виде безымяной крылатой небесной жены, облаченной в солнечные лучи с венцом на голове, а венец украшали 12 звезд. Впервые богородица как земное существо- дева Мария, мать богочеловека Христа, появляется в евангелиях от Матфея и от Луки, написанные в первой половине 2-го века. Образ земной женщины Марии, в страданиях родившая сына, был близок и понятен верующим ,


[1] И.В.Калинина «Православные храмы Иркутской епархии. 17- начало 20 века»,М.,ГАЛAPT,2000, стр 168.

особенно женщинам того времени.. Деятели христианской церкви долгое время не могли решить вопроса о месте и значении образа богоматери в христианском вероучении. Лишь в 5 веке этот вопрос был решен и культ богородици-богоматери-мадонны Марии занял важное место в христианстве. На Русь этот культ пришел вместе с христианством одновременно. Богородица стала у славян покровительницей земледелия. В этом культе слились дохристиансикие культы . Широкое распространение получили обряды, молебны в честь богородицы ради спасения от неурожаев, засухи, градобиения, крестные ходы на поля с иконами божей матери. Во время таких богослужений всем верующим раздавались кусочки особых, освященных хлебцев и маленькие иконки богоматери. Им приписывались особые чудодейственные свойства. Был и другой обряд- возношение панагии, т.е. благословение особой просфоры, посвященной богородице. В Белоруссии, например, этот обряд совершался вплоть до XIX века, не только в церквях, но и в крестьянских избах. При его совершении верующим раздавались частицы просфоры с наставлением бросать их во время посева в землю. Богородицу принимали как покровительницу той или иной деревни, села, местности. Она становилась главной заступницей людей, покровительницей убогих, страждущих, обездоленных. Не удивительно , что праздники в честь богородицы и ее чудотворных икон занимают большое место и значение в православной церкви. Такие праздники культа богородицы как рождество богородицы, введение, благовещение, успение появились в 4-6 вв н.э. А покров в 10 веке. Покров ( 1(14) октября) не связан с земной жизнью девы Марии, а в память чудесного явления богородицы, якобы происшедшего в 910 году во Влахенском храме богородицы (г.Константинополь). Во время всенощной юродивый Андрей , причисленный впоследствии к лику святых, и его ученик Епифаний видели якобы, как богоматерь, окруженная ангелами и святыми, появилась в воздухе, помолилась и распростерла над всеми свой омфор ( покров) в виде широкого шарфа, который обычно женщины носили вокруг шеи. Народ поверил в чудо. …Праздник Покрова богородицы был введен на Руси раньше чем в Константинополе, этому есть атеистическое объяснение, как и самому происхождению «чуда». Покров приходится на период окончания всех работ по уборке урожая. Это есть самый обеспеченный период в жизни крестьянских семей. Появлялось свободное время после трудов от зори до зори. Крестьяне- батраки возвращались к семьям с заработком, а значит быть празднику. Слившись с местными обычаями, праздник покрова занял видное место в быту крестьян. Покров считался началом зимы: «На покров до обеда осень, после обеда зима», «До покрова- осень, за покровом зима идет». Переводили скот на зимнее содержание, наступал период свадеб. Говорили, что «покров девку платком кроет» ( платок- головной убор замужней женщины) . Поэтому крестьянские девушки часто со страхом встречали покров, как день расставания со своей родной семьей и превращение в рабыню мужа. Свекра и свекровки.[1] Видимо свою церковь авдюшинцы возвели не зря в честь Покрова Богородицы: здесь поселились белорусы, у которых на родине этот культ был сильно распространен, как видно из объяснения происхождения праздника; все авдюшинцы были крестьянами.

Из воспоминаний жителей д.Авдюшино( Е.Н.Якущенко, Е.Г.Крячик, М.Ф.Ляшенко, М.И.Пшеничникова ) нам удалось выяснить довольно неточные, общие сведения о том , что «…вроде бы была колокольня у церкви…, …что якобы попа этой церкви партизаны , или еще кто, повесили (?) , сожгли (?) в собственном доме во время гражданской войны…». Все это говорит о том , что к настоящему времени точные сведения по воспоминаниям старожил полностью утеряны, нет уже в живых ни одного человека, жителя Авдюшино, который бы посещал эту церковь лично, кроме Ефросиньи Григорьевны Крячик ( ей 84 года исполнилось). При обследовании здания церкви нам удалось установить , что здание это в первые годы Советской власти и коллективизации было переделано- в стене пропилен проем для въезда гужевого и автотранспорта с целью погрузки и выгрузки зерна . Здесь была устроена колхозная зерносушилка. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сих пор деревянные и металлические элементы зерносушилки, большое количество зерноотходов.


[1] С:Ф.Алмазов, П.Я.Питерский «Праздники православной церкви», изд. «Политическая литература», М.,1962 , стр. 109-111

При обмере здания выяснилось , что церковь ориентирована алтарем на восток, а вход — на запад; длина всего здания от крыльца церкви до внешней стены алтаря- 22 метра 19 сантиметров, ширина здания в трапезной — самой широкой части- 8 м.ЗОсм., высота стен четверика 6 м., а высота всего здания по верхней части крыши до Юм. Более точно определить не удалось по причине аварийности здания. Стены сложены из бревен тесаных с обеих- внутренней и внешней — сторон , и соединяются очень аккуратно в «ласточкин хвост» или как сказано в книге о храмах — в лапу. Алтарь , восточная часть храма, имеет полукруглую четырехугольную форму высотой 2м.41 см. Карниз здания и верхняя часть стен украшены деревянной сквозной резьбой. Центральная часть храма — четверик с шестью окнами; алтарь имеет два окна довольно высоких — 2м.41 см и шириной 1м. 15 см. Еще имеется пять окон, итого- 13 окон, по 5 и 6 окон с каждой стороны и еще два на стенах алтаря, то есть двухсветный четверик.. Высота двери в трапезную- Зм.10 см. Здание церкви расположено в юго-восточной части села, ранее это был центр села- на изгибе единственной улицы. Ныне домов в юго-восточной части деревни уже нет. Здание стоит к югу от улицы у кромке леса на невысоком косогоре и хорошо просматривалось с деревенской улицы, как и сейчас. Стены здания почернели от времени, они не обшиты тесом, не штукатурены ни с внутренней, ни с внешней стороны.( План здания- прилагается).

* * *

Другим объектом нашего исследования был обелиск с левой стороны дороги Тайшет-Авдюшино при въезде в деревню. Обелиск стоит на пустыре в 25 метрах от дороги. По воспоминаниям жителей деревни на этом пустыре в начале века стояли дома жителей деревни. Обелиск поставлен в память о девяти патризанах Шиткинского партизанского фронта авдюшенцах. Обелиск имеет основание в виде четырехгранника размерами , который венчает четырехгранная пирамида размерами,„с металлической пятиконечной звездой на вершине. Основанием является бетонная площадка размером,,,„метров. Высота -,„„Обелиск сооружен из бетона и покрашен известью. Никаких надписей на обелиске не имеется. Сооружался обелиск по инициативе жителей деревни, в частности председателя сельского Совета В.Бурлака в 1983-84 году. Обелиск не ухожен, никаких мероприятий , связанных с ним, не проводится.( Рисунок обелиска — прилагается)

* * *

Сельское кладбище тоже было объектом нашего исследования. Оно расположено по южную сторону деревни, дорога на кладбище отвлетвляется от деревенской улицы в самой ее некогда центральной части. Расстояние до кладбища примерно 1 км проселочной дороги. Кладбище не огорожено, заросшее, много неухоженных могил. Цель нашего обследования кладбища — определение семейных династий авдюшенцев и установление по возможности первопоселенцев этой деревни. По надписям на крестах удалось установить фамилии умерших, которые являются первопоселенцами и предками авдюшинских семейных династий : Суханова Мария Васильевна ( 1888-1961 гг) ; Горобец Павел ( 1902 г.р.) , Горобец Евгений ( 1915 г.р.) , Горобец Иван ( 1914 г.р.), Горобец Леонид Прохорович ( 1919-1967) , Крячик Матрена Игнатьевна ( 1903-1983 ), Якущенко Евросинья Семеновна ( 1908- 1974), Негриенко Н.Т. ( 1903-1971) и всего на кладбище похоронено четверо пой фамилией Негриенко; Бондарь Е.А. ( 1902-1971), Якущенко Григорий

Макарович ( 1908-1968), Готско ( 1888-193о), Рудых Карп Яковлевич ( 1902- 1963), Усик Евдокия Михайловна ( 1906-1993), Усик Степан Иванович ( 1905- 1998) , Бельницкая Варвара Максимовна ( 1900-1919), Конончик Ольга Сергеевна ( 1912-1951) и др. По данным о годах жизни умерших установили , что самая ранняя дата обозначенная на кресте 1888 г. рождения. Интересный факт , только на кладбище д.Авдюшино мы встретили такие надписи на крестах — «Под етим Христом покояется прах тела Крячик Матрены Игнатьевны. …», Дату рождения не возможно прочесть на кресте, а дата смерти стерта наполовину и выглядит так — «…Зг.». Но по метрическим книгам нам удалось установить , что родилась М.И.Крячик в 1902 году и была 37 новорожденным ребенком по всему приходу Николаевской церкви села Тайшет. Родилась она 15 мая, а была крещена 16. Родители ее были крестьянами Авдюшинского переселенческого участка Михаил Терентьев Крячик и его законная жена Анна Григорьевна Крячик, оба православного веросповедания. А восприемниками при крещении были авдюшинские крестьяне Захар Григорьев Негриенко и крестьянская жена Федосия Андреева Негриенко. По данным метрических книг в Авдюшино проживали Шевчуки, Оленики, Усики, Лещенко. Горобцы, Крячики, Покидько, Гудзьи, Родюки, Верещуки и др., чьи фамилии особенные , указывающие на белорусское происхождение.

Другие сведения о деревне Авдюшино мы получили уже во время экспедиции , записывая воспоминания жителей этого населенного пункта. Всего таких воспоминаний было записано со слов 7 авдюшинцев. Факты названные в этих воспоминаниях относятся к самым разным годам истории д.Авдюшино : о колхозной жизни, о реорганизации колхоза, о прибытии в деревню депортированных в 1952 году, о населенных пунктах-спутниках Авдюшино ( участки Бувальчик, Осинники, Логовской) и о многом другом. В своей работе я рассказала только о тех сведениях , которые связаны с историей возникновения д.Авдюшино, с церквью и данными метрических книг.

 3,669 всего просмотров,  2 просмотров сегодня

Добавить комментарий