На завалинке

Летний теплый вечер. Тишина . Солнце устало и неотвратимо клонится к закату. На завалинке деревенского дома группа девчонок и мальчишек…

                               Иди и смотри

Алёна Аниськина: Эх, ребята , что может быть лучше школьных каникул?! Правильно — только летние школьные каникулы, с прелестями которых не сравнятся даже новогодние.

Настя Данилова: Согласна. Летние каникулы — это же время туристических , краеведческих походов, поездок , экскурсий, да погулять с друзьями допоздна…Вон в нашей школе: Нина Васильевна Полякова с «гномами» (детское объединение) уехала в Байкальскую школу молодых просветителей здоровья, мира и согласия. А мы вот , члены историко — просветительской организации «Бирюса-Мемориал», с Сергеем Васильевичем Петуниным , Владимиром Андреевичем Петуховым и Евгением Сергеевичем Селезневым, находимся сейчас в деревне Авдюшино в краеведческом походе…

Таня Воронина: Хоть и маршрут и задача нашего похода самые обычные  краеведческие — сбор материала по истории этой вот малюсенькой деревеньки Авдюшино , но все равно интересно . Весь материал, который соберем,  нужен для большого исследования  —  «Как умирают деревни».

Таня Фатова : Фу, жуть какая-то…

Слава Чубаров: Да  уж, интересно… Мне вот во время обязательного десяти- километрового пешего перехода пришлось тащить не только свой рюкзак , а еще и чью-то платку.

Юля Лавринович : Ты , Слава, просто хитрить не умеешь, вот и не плачь теперь. Вон   Ира Лысенко , Юля Комлохина и Евгений Сергеевич попытались схитрить — сократить маршрут, но забыли ,   что не всякая прямая дорога бывает короткой. Так оно и вышло — позже всех пришли в лагерь , Ирка еще в какой-то ручей упала.  Народную мудрость — великая вещь,  помнить ее надо бы.

Ксения Маран: Да , мудрость не каждому дана. Вот , например, одну такую мудрость скажу — в походе , как на войне , надо быть ближе к кухне! И еще: обед должен быть по расписанию !

Жанна Горохова: Кстати , про обед: он всегда был вкусным. Аппетит зверский , наверное , потому что на природе , что вместе , и его готовила Юлька Лавринович. Хотя нет , не поэтому, а потому что все продукты — это спонсорская помощь от торговой фирмы «Урман».

Денис Рамазанов: А ты хоть знаешь что значит название «Урман» ? На русском языке это значит лес, короче говоря , по — сибирски , тайга. И вообще , спонсорскую помощь надо отрабатывать — рекламировать спонсора. Я придумал рекламу : « Шире держи карман- нам поможет «Урман»

Петунии С.В.: Молодец , Денис ! Тайга она всегда накормит того , кто ходит на уроки ОБЖ и учится как это делать …

Наташа Волченко : Да ну Вас , Сергей Васильевич, уроки , обеды , ужины- сплошная проза жизни…А поэзия таких вот походов — это развлечения ! Вон как было интересно на нашем шоу «Любовь с первого взгляда», которое провели Саша Барсукова и Алена Аниськина. Ой , я не могу, приз был: романтическое путешествие   за околицей деревни Авдюшино при луне!

Саша Барсукова : Ты , Наташка , не смейся. Не нравиться гулять за околицей — пожалуйте на полосу препятствий , которую с мальчишками построили Сергей Васильевич и Владимир Андреевич.

         Ира Лысенко : А мне , ребята , понравилось на полосе. Жанна ее так быстро пробегает, а Таня Фатова лучше всех по  кочкам скачет. Ксения Марач быстрее всех пробежала полосу среди девчонок , а Рамазанов Денис только несколько секунд проиграл Евгению Сергеевичу . Зато Славка не мог с каната слезть , висел как сосиска, умора, да и только.

Юля Комлохина: А помните , девчонки, как нас Евгений Сергеевич поймал за игрой в карты !?

Таня Воронина: Еще бы, но поступил  мудро , по правилу — клин вышибается клином. Взял и устроил чемпионат «Самый умный «дурак». Кто победил не скажу, по педагогическим соображениям , но что-то после этого чемпионата в карты играть расхотелось.

Алёна Аниськина:  Знаем кто выиграл, а играть перестали потому что дурака выяснять стало не нужно. А вот лучше скажите что ночами вытворяли!

Сергей Сухинин: А что вытворяли ? Спали, что еще…

Саша Барсукова : Ага , спал ты…Вот мы , девчонки , спали. Да так крепко, что ваших дурацких шуточек не слышали , и как темирязевские пацаны подкрадывались к палаткам тоже не слышали….

Настя Данилова : И что они в Авдюшино каждую ночь делают ?

Ира Лысенко :   Да в Тимирязево нет ни одной девчонки , а в Авдюшино аж две. В Бирюсинске есть , но там милиция…Вот и скучно пацанам, деваться некуда без девчонок…

Слава Чубаров : Зато нам как повезло-то! Правда , чуть- что так Владимир Андреевич сразу наряд вне очереди — котлы отмывать после еды.

Ксения Марач: А Евгений Сергеевич сразу к делу пристроит — краеведческий материал собирать отправит — « Иди и смотри , смотри и помни !». Мы и пошли…

 Смотри и помни.

Ира Лысенко : Деревня Авдюшино красивая , дугой вытянулась с северо-запада на юго — запад своей единственной улицей им.Гореликова в узкой долине меж двух сопок.   Основали её     крестьяне-переселенцы из Белоруссии в последнем десятилетии 19 в.. И название деревеньки произошло именем бирюсинского крестьянина Иннокентия Родионовича Авдюшева. Это его дальняя заимка находилось здесь до прихода переселенцев времен столыпинской реформы. Точной даты основания деревни мы не нашли в архивах , но в 1897 г. Авдюшино уже существовала. О чем есть сведения в церковно-приходских книгах да краеведческих статьях газеты «Бирюсинская новь.».

Настя Данилова: В числе первых поселенцев были семьи Шевчук, Оленик, Марчан, Лященко, Якушенко , Крячик , Канончик , Покидко , Горобец, Бельницкие , Негриенко , Гудзь, Родюк, Пшеничниковы, Музыченко… Чувствуете особенность фамилий ? Мы насчитали более 23 семей первопоселенцев Авдюшино. О них свидетельствуют не только записи в метрических книгах , но и могилы на деревенском кладбище. Кладбище как кладбище , обычное , но удивили надписи на крестах старых : « Под етим христом покоется прах тела Крячик Матрены Игнатьевны.». Евгений Сергеевич говорил , что ему таких надписей на иных кладбищах встречать не приходилось…Родилась уважаемая Матрена Игнатьевна 101 год назад — в 1902 году, а сейчас 2003 г. Время сделало так , что трудно  прочесть на кресте ни даты рождения , ни даты смерти , 1983 год , кажется . Дату рождения мы установили по метрической книге Тайшетской церкви св.Николая , куда была записана рукой псаломщика Вениамина Закаурцева с благословения священника Василия Шаравина.

      Наташа Волченко : Матрена оказалась 37 новорожденной девочкой по всему приходу Николаевской церкви села Тайшета в 1902 году . Родилась 15 мая, а была крещена     на следующий день. Родители девочки Матрены:  крестьянин Авдюшенского переселенческого участка Михаил Терентьев Крячик и его законная жена Анна Григорьева Крячик, оба православного вероисповедания. А восприемниками при крещении были авдюшинские крестьяне Захар Григорьев Негриенко и крестьянская жена Федосия Андреева Негриенко. Заметили как красиво звучит — восприемники , а не как-то   криминально — свидетели …И странно для нашего времени звучат отчества: чья дочь — Михаила, то есть Михайловна. Вот так и появлялись , росли семейные кланы авдюшинцев.

Таня Воронина : А колесо жизни вращалось- вращалось кем-то и когда-то пущенное… Ушли и уходят из жизни люди, чья память хранила многие-многие события повседневной авдюшинской истории , маленькой сибирской деревеньки , приткнувшейся где-то далеко-далеко на краю цивилизации. Уходят люди и вместе с ними уходит память о прошлом — единственная ниточка, которая связывает прошлое , настоящее и будущее. И которая делает нас людьми. Память — это наше самосознание: кто мы ? откуда мы ? зачем мы?  Время безжалостно стирает картины прошлого в памяти , если мы ей не дорожим. И уже никто из авдюшинцев не скажет вам когда и почему , кому и в честь каких заслуг , перед кем и во имя чего был установлен,  и стоит до сих пор,  безымянный обелиск на въезде в деревню…

Таня Фатова : И кто был этот человек — Гореликов, в честь каких заслуг названа его именем единственная деревенская улица , по которой уже давно одинокая не бродит гармонь. Память наша становится бесплодной, а душа черствеет. И не пробудит ее уже малиновый звон колоколов авдюшинской церкви , священник которой был убит какими- то безбожниками в дни далекой гражданской войны. А сама церковь , мастерски срубленная , во имя господа Бога , сохранилась чудом. Единственная на всю тайшетскую землю, но почерневшая и покалеченная . Как и души наши , человеческие.

Настя Данилова : Вместе с душой тихо умирает деревенька. А может быть наоборот — вместе с деревней умирает и душа наша. Странная особенность какая-то ощущается здесь : не увидишь и не услышишь как тявкают на чужаков местные Жучки и Шарики, как в лужах валяются деревенские хрюшки, как бегают по улицам деревенские пацаны… Объяснение простое и грустное — живут в Авдюшино   лишь пенсионеры , а на лето приезжает к какой-нибудь бабушке   лишь  на часок городская внучка… А ведь был когда-то здесь колхоз с совершенно необъяснимым для нас названием «Власть труда». Обычный колхоз 50-х годов на 2.021 гектар земли , 263 головы скота , 163 свиньи , 159 овец , 876 кур да 57 рабочих лошадей, с надоем  1106 литров     молока в год на одну фуражную корову. От колхоза этого остались лишь руины производственных помещений да грустные воспоминания о тяжелом крестьянском труде старенькой и очень больной бабушки Фросьи Григорьевны Крячик.

Юля Лавринович : Говорят , что в старину  на самом красном месте в деревнях и селах   строили церкви да школы. Ценили люди не только материальное , но духовное. И что интересно — закроется в какой-либо деревеньке школа и все — обрекается эта деревенька на тихое вымирание или грустное прозябание. В Авдюшино это тоже случилось: школу закрыли, а ее здание перевезли в другую деревню под жилой дом, церковь превратили в зерносушилку…, сельсовет закрыли …,потребительскую лавку ликвидировали …, телефоны обрезали…, фельдшерский пункт приказал долго жить, как говориться …Не жизнь  здесь , а сплошной экстрим и повышенный адреналин в крови бедных 46 авдюшинцев…

        Наташа Волченко : И не прорастет уже, наверное, брошенное в бывшую колхозную пашню чьей-то заботливой рукой  зерно. Возделывать эти пашни некому и зарастают они позабытые и позаброшенные. Было этой пашни в авдюшинском колхозе немного не мало 1073 гектара. Это в 1958 году. Много ли это или мало мне не понять , если не сравнить с чем либо. Вот красочный буклет о достижениях сельского хозяйства Иркутской области в 2001 году. Здесь сказано , что на весь Тайшетский район сейчас  пашни 19 тыс га ., а надой на одну фуражную корову 1.844 кг. Молока  производится всеми районными буренкам  4.549 тонн. Я ничегошеньки в сельском хозяйстве не понимаю , но сравнить цифры, имея девятилетнее образование, могу. Сравнив , конечно же , удивлюсь — выходит что 50 лет одна авдюшинская Верба давала молока больше, чем одна корова сейчас.   Никакого прогресса нет в животноводстве, ни в повышении сознательности колхозных буренок, ни в росте их количества вообще! Всего коров в общественной собственности по Тайшетскому району в 2001 году было 6.562 голов, а  в 1940 г.  —   7 720, да в Шиткинском районе еще 4 097, всего 11 817 голов. Сокращение  поголовья  на 56 %! Это больше чем   в годы коллективизации и раскулачивания ! Тогда сокращение было с 18.880 коров в 1929 г. до 8.790 в 1934 г., на 47 %.  

     Алена Аниськина : Да и земля , когда-то заботливо возделанная авдюшинскими переселенцами , гибнет , зарастает. А окрестные колхозные леса , прямо за бывшим погостом , вырубаются , воруются…Еще пройдет немного времени и за околицей Авдюшино не будет прекрасного молодого соснового леса. Не вырастет в том лесу с детства знакомая любому деревенскому пацану прошлых лет саранка, не порадует глаз путника яркими красками земляника лесная , не мелькнет стрелой в траве осторожная, пугливая ящерица…

Таня Воронина : Осинники , Бувальчик , Колючий , Волнистый , Михайлово- Шахово , Черенгачет , Шегашет , Денисовка , Козино, Козловка … и еще многие — многие деревни и деревеньки уже исчезли. И в судьбе Авдюшино все это — рождение , жизнь и смерь , как-то фатально повторится, а пока она еще живет.

Жанна Горохова : Авдюшинцы за свои сто лет пережили все превратности российской истории 20 века:   столыпинское переселение крестьян , революции и гражданскую войну в Сибири , коллективизацию и раскулачивание , репрессии 30-50х годов , массовые послевоенную депортацию…В памяти авдюшинцев старшего поколения остались лишь осколки воспоминаний об этих событиях. Никто уже , кроме , наверное , Мирона Игнатьевича Пшеничникова , не назовет , например, имена и фамилии депортированных сюда украинцев. На деревенском кладбище не увидите , как в Квитке, крестов на могилах некогда насильно вывезенных в сибирскую глухомань. Кресты эти почернели и, несмотря на огромность размеров , разрушились. Вечнозеленые деревья , посаженные по углам могил , засохли. И лишь притягивает взор всяк  сюда приходящего  надпись , белым по черному, — «Вернулась в Литву», рядом с вырезанным знаком вечного покоя. Покоя, которого , увы, даже нет для мертвых. Но все-таки вернулась…

Ксения Маран : И кто вообще может знать что  впереди нас ожидает. Может не пропадет это милая сердцу деревушка Авдюшино. Попробуй , угадай…А пока живешь- смотри и помни . Ибо только память нас спасет , всех и каждого.

Настя Данилова : А еще спасет нас — труд, тяжелый и постоянный , но созидательный , как крестьянский. Это умом и сердцем понимали авдюшинцы, назвавшие полвека назад свое коллективное хозяйство ни как — то там , а именно  — ВЛАСТЬ ТРУДА.

Комментарий будет

         Селезнёв Е.С. Заимка, с чего началась история Авдюшино, — это   какое-то подобие жилища- шалаш, балаган или юрта, на манер бурятской, землянка и т.п. , то есть временное , на период сельскохозяйственного сезона постройка для жилья или содержания скота, инвентаря, жильё крестьян Сибири на удаленных от деревни, села сельскохозяйственных угодьях. Появление в Сибири заимок ( а они были свойственны только для Сибири) связано с формами землепользования — бессрочный заимочно- захватнический способ землепользования. Если земельных ( пашни, сенокоса) угодий уже было вблизи деревни, села по мере роста населения, то крестьяне вынуждены были искать эти угодья, пригодные под пашню, вдали от деревни. Найдя их, они строили здесь заимку, на которой проводили рабочее время во время сельскохозяйственных работ- разработка пашни, пахота, сенокос, уборка урожая, обмолот зерна и т.д. Иногда на заимках строили добротные здания-избы и некоторые члены крестьянской семью проживали здесь поочередно весь год, обмолачивая зерно, ухаживая   за скотом, охраняя имущество. Постепенно заимки разрастались- к первым заимочникам пристраивались новые, и так постепенно из заимки вырастала деревня, село. Заимка нужна была для того, чтобы не тратить время на переезды из деревни к сельхозугодиям в разгар сезонных работ. Временными наездами ужу нельзя было обходиться , и крестьяне устраивали на заимке более капитальные строения- избу с печью вместо балагана, амбары для хранения продуктов, постройки для скота, часть которого переводили на заимку из деревни. С началом полевых работ на такую заимку переселялись многие члены семьи и работники. Осенью вновь перебирались в деревню. В зимнее время совершались периодические наезды на заимку для молотьбы и других работ. Заимочная система имела огромное значение — посредством заимок производилось заселение Сибири.

Обычно вновь возникшие деревни называли  именем человека первым поставивший на этом месте заимку.

      Именем Авдюшева и  была названа будущая деревня. Однако, именем какого Авдюшева? Их ведь было много.

        При анализе метрических книг, в частности церкви с.Бирюсинского за период с 1890 по 1915г., удалось обнаружить имена 19 человек ( включая родителей и детей) Авдюшевых. В беседе с потомками Авдюшевых дополнительно выяснилось , что в начале XX века жили несколько  Авдюшевых, состоявших в различной степени родства. Подтверждения этому  получены из метрических книг различных церквей : так , например, в метрической книге за 1890 год имеется запись о том, что в семье крестьянина Бирюсинского села Козьмы Радионова Авдюшева и его законной жены Стефаниды Петрова 27 марта родилась дочь Мария, восприемником при крещении был Андрей Родионов Авдюшев. Двумя годами позже , то есть 9 марта 1892 года, восприемником при крещении ребенка родившегося в семье бирюсинского крестьянина Гончарова был Михаил Иванов Авдюшин; в том же году в качестве восприемницы записана в метрической книге крестьянская девица Пораскева Иванова Авдюшина и Филипп Иванов Авдюшин.           

В метрических книгах за 1902 год тоже имеются записи с указанием на членов этой семьи : восприемницей при крещении ребенка бирюсинского крестьянина Сучкова В.С.

5 августа 1902 года была крестьянская жена Агапия Павлова Авдюшева. Восприемницей при рождении и крещении ребенка родившегося 28 августа в семье крестьянина того же селения Мамаева А.И. была крестьянская жена Анна Васильева Авдюшева.

 24 августа 1902 года у Бирюсинского села крестьянина Филиппа Ивановича Авдюшева и его законной жены Екатерины Иванова родился сын Александр, при крещении которого восприемниками были Иннокентий Иванов Авдюшев и крестьянская дочь Раиса Иванова Авдюшева. Но мальчик Александр в 9-летнем возрасте , 4.1.1911 г, умер.

Авдюшевы в 1911 году уже проживали в с. Тайшет. В метрической книге за 1911 года есть запись о том, что крестьянин с.Тайшет Александр Филиппович Авдюшев 4 марта 1911 г был восприемником при крещении ребенка; а крестьянин этого же села Тайшетского Филипп Иванов Авдюшев и его законная жена Екатерина Иванова стали счастливой супружеской парой:  у них 21 июня родилась дочь Агрепина, восприемницей при этом была Агафья Филиппова Авдюшева.

4 октября 1911 года родилась   девочка Зинаида в семье других Авдюшевых — Иннокентия Иванова Авдюшева и его законной жены Елены Стефанова , при крещении восприемницей записали Агафью Филиппова Авдюшеву. В 1927 году , видимо, эта семья продолжает жить в Тайшете: в метрической книге против записи о рождении Зинаиды помечено, что свидетельство о ее рождении за №69 выдано в 1927 году. В 1915 году Агафья Филиппова Авдюшева была восприемницей при крещении ребенка и крестьянина И.Ю.Плетнева, а Васса Родионова Авдюшева из села Тайшетского 19 июня 1915 года стала восприемницей при крещении девочки Нины , родившейся в семье Мальцевых. При анализе этих записей составлена приблизительная родословная Авдюшевых .

По воспоминаниям родственников Авдюшевых, живущих сейчас в Тайшете, установлены еще имена Авдюшевых, не обнаруженных в метрических книгах: Алексей Родионович Авдюшев , Константин Алексеевич Авдюшев. Авдюшев Родион якобы имел текстильную мануфактуру в самой Москве в конце 19 века Дом в Тайшете , где ныне располагается городская СЭС (сейчас его нет — снесен после пожара), был домом Вассы Родионовны Авдюшевой. Дом, где ныне располагается туберкулезный кабинет по улице им. Кирова- это дом Филиппа Ивановича Авдюшева. Заимка , которая дала название деревне , принадлежала Алексею и Андрею Родионовичам Авдюшевым. Это противоречит данным А.Черневского, утверждавший — заимка принадлежала Иннокентию Авдюшеву.

По архивным данным удалось установить , единоличные хозяйства авдюшинских крестьян объединили в сельскохозяйственную артель ( колхоз) в 1928 году , а к 1933 году ( завершение процесса коллективизации по стране) в этом колхозе «Власть труда» насчитывалось 40 хозяйств с коллективным стадом 84 коровы и с населением 1062 человека, включая и детей. Всего же в Тайшетском районе в 1934 году проживало 39.582 человека. В 1935 г в этом районе было создано 56 колхозов и 1 свиносовхоз, колхозников насчитывалось 2.764 человека, в семьях которых насчитывалось 13.091 человек, в т.ч. мужчин 6.266, женщин 6.727 человек. Всего же хозяйств крестьянских по району было 7.185 с числом членов хозяйств 29.320 человек, единоличных хозяйств — 735.

В 50-х годах колхоз «Власть труда» имел 2.021 га земли , в том числе пашни 1073 га, 263 головы крупно рогатого скота, 163 свиньи, 159 овец, 876 кур , 57 рабочих лошадей. Надой на одну фуражную корову составлял 1106 литров в год. Колхоз «Власть труда» неоднократно передавался в управлении различным другим колхозам, например, в последние годы существования он стал одной из бригад совхоза «Байроновского», центральная усадьба которого находилась в д.Березовка. В настоящее время в д.Авдюшино все производственные помещения бывшего колхоза разрушены и не существуют. Население деревни, проживающее в 33 частных домах, это пенсионеры. Деревня полностью лишена больницы, телефонной связи, магазина ( торговля на дому одного частного предпринимателя), нет школы, клуба. Деревня в административном отношении подчинена Тимирязевской сельской администрации.

 1,731 всего просмотров,  2 просмотров сегодня

Добавить комментарий