Из брошюра №13 «Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) Часть ІІ. Тыловые будни военных лет

Очень важные  продукцию и средства для   укрепления Красной Армии и обороноспособности страны поставляли  предприятия Тайшетского и Шиткинского района начиная  с 1935 года. например,  лошадей  и конные повозки. Сегодня нам может показаться что это довольно экзотичная помощь, ведь даже накануне войны она мыслилась как  война моторов. Однако ни одной стране, участнице войны, не удалось полностью отказаться от гужевой и верховой  езды своих солдат, от конной тяги практически во всех родах войск.   Теперь пишут, что Вторая мировая война — последняя война кавалерии.

    Накануне войны и в СССР не собирались отказываться от использовании лошадей в войсках. К началу войны в РККА было четыре кавалерийских корпуса,  по 2—3 кавалерийских   дивизий в каждом. По штату корпус имел личного состава свыше 19 000 человек, конного состава 16 000 лошадей. Конная тяга практически использовалась  во всех сухопутных частях Красной армии.

     В целях обеспечения Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)    конными повозками и упряжками Всесоюзный  Центральный Исполнительный комитет   и Совет народный комиссаров СССР 7 октября 1935 г. принял решение о создании фонда «Обороне – повозка с упряжью».

      Накануне Великой Отечественной войны, а точнее 20 августа 1940 г. ,   Указом Президиума ВС СССР было объявлено о создании     фонд     «Лошадь – Красной Армии».   Подробную инструкцию как создавать эти фонды, какие   требования к повозкам и лошадям утвердили 25 октября 1940 г. заместитель народного комиссара обороны С.М.Буденного, заместители народного комиссара земледелия Васин и народного комиссара зерновых и животноводческих совхозов Лобанова.

    Участвовать в создании фондов должны были колхозы, совхозы и другие государственные и кооперативные предприятия.  В положении о фонде «Лошадь – Красной Армии» было сказано: колхозы, совхозы и другие государственные и кооперативные предприятия с числом лошадей менее 20 голов образуют фонд в количестве одной лошади на хозяйство (Архивный отдел адм. Тайшетского района. Ф.33. Оп.1. Ех. 12. Л.Л.7, 55, 82).

     Что касается повозок, то, например, в Шиткинском районе установили следующий порядок:  от колхозов и совхозов с количеством дворов до 50 должна была поставляться одна повозка, от 51- до 100 дворов — две повозки, при наличии более 100 дворов — три повозки и упряжь.

    В инструкциях подробно описывалось как их изготовить. Например, «Технологический процесс производства деревянных деталей хода гужевой стандартной повозки (ПХ-1), автор Веселкин Б.В.  Все повозки имели маркировку — ПХ-1, ПК-2, П-40, ПГ — 40, ПМ-84. Повозки были одноконные, пароконные, с оглоблями или лямочные. Предназначались они для разных родов войск, для разных работ. Они имели различную  грузоподъемность, отличались   объемами   кузовов, изготавливались с использованием разных   технических деталей.  В среднем объем кузова повозки  составлял от 0.62 — до 0.80 кубометров и грузоподъемность  до одной тонны.

       Колхозы Шиткинского района, а это 2154 двора в 33 колхозах, в апреле 1941 г. отдали в фонд 46 повозок, 17 хомутов, 4 комплекта лямочной и 47 оглобленной упряжи, при этом в самих колхозах имелось всего 723 повозки. Каждый колхоз района дали Красной Армии в апреле 1941 г. по одной, по две повозки, а колхоз «1 мая» (с.Нижняя Заимка) три повозки.  В мае 1943 г. колхозники-шиткинцы (2208 дворов в 32 колхозах и 410 повозок всего) пополнили фонд 21 повозкой. В апреле 1944 г. колхозы  в 2326 двора, при 1436 рабочих лошадей и 33 вола, имея всего 445 повозки (при том что  из них 355 в были в исправности) выделили 27 повозок.

Колхозы Шиткинского района, а это 2154 двора в 33-х  колхозах, в апреле 1941 г. передали  в фонд 46 повозок, 17 хомутов, 4 комплекта лямочной и 47 оглобленной упряжи, при этом в самих колхозах имелось всего 723 повозки. Каждый колхоз района дал Красной Армии в апреле 1941 г. по одной, по две повозки, а колхоз «1 мая» (с.Нижняя Заимка) три повозки.  В мае 1943 г. колхозники-шиткинцы (2208 дворов в 32-х  колхозах и 410 повозок всего) пополнили фонд 21 повозкой. В апреле 1944 г. колхозы  в 2326 двора, при 1436 рабочих лошадей и 33 вола, имея всего 445 повозок  (при том что  из них 355 в были в исправности) , сумели выделить 27 повозок.

    Надо сказать, что в годы войны повозок,   при полном отсутствии в колхозах автомашин, не хватало  самим колхозам для выполнения сельскохозяйственных производственных планов, разных  мобилизационных работ. Например, в Шиткинском районе на 22.05.1942 г. было всего 26 автомашин, из них в рабочем состоянии 13 машин.  В  Шиткинской машино-тракторной станции было три грузовых автомашины. Каждый год войны   поддержать количество автомашин и конных повозок в колхозах было труднее и труднее. Тем не менее, фронту помогали. Ф.33.Оп.1. Е.х.14. Св.2. Л.10.

    Таким образом, только колхозы Шиткинского района, согласно имеющимся сведениям, поставили для Красной Армии  за три первых года войны передали армии   84 повозки.

      К сожалению документы со сведениями по Тайшетскому району пока не обнаружены. Как и данных о поставках в Красную армию лошадей из Тайшетского и Шиткинского районов. Есть данные о поголовье лошадей в колхозах: Тайшетский район на 1941 г. — 3815 лошадей, в т.ч. 2345 рабочих; в 1945 г. — соответственно 2589 / 1634.

      В Шиткинском  районе на 1941 г. было 3350 лошадей в т.ч. 2150 рабочих; план поголовья на 1943 г. — 3110 лошадей.  Как видим, поголовье сокращалось. Число лошадей в колхозах было не одинаковым. Это вынуждало передавать лошадей Красной армии за счет колхозов с большим поголовьем. Например, колхозы  «Парижская коммуна», «Большевик», «Труд», им. Чкалова и  другие выполнили план за «Таежный», «Новый труд», «Верный путь» и другие , которых было 10 организаций и колхозов!  Перевыполнившим план за слабые колхозы затем возвращали лошадей  все колхозы вместе.  Семь колхозов в 1942 г. сдали за других  13 лошадей.  В феврале 1943 г.  Тайшетский района передал Красной армии 110 лошадей ,   Шиткинский район  – 60 голов.

Это вынуждало приучать коров к тяглу. Норма выработки на коровах составляла всего 1/3 от нормы на конной тяге. Колхозникам, работавшим на своих коровах, начисляли трудодни в двойном размере. Это тот нечастный случай существования материального стимулирования труда колхозников. Обучали   ходить в упряжи 1305 своих коров вели  395   колхозников.  

    Высокой была заболеваемость лошадей инфекционной анемией ( характеризующаяся   лихорадкой,   диатеза,   уменьшением процента гемоглобина и количества эритроцитов,   нарушением функции сердечно-сосудистой системы, упадком сил и длительным вирусносительством). Например, в  феврале 1942 г. анемия поразила поголовье в 200 лошадей Тайшетского лесокомбината на участках Квиток, Золотая гора, Топорок, Удачная , которых необходимо было перевести на    карантин. Место было определено в пос.Тымбыр, за 50 километров от Квитка, пос. Неожиданный.  Табун больных анемией  и часоткой, ослабленных  лошадей следовало перегнать минуя населенные пункты во избежание распространения болезни. Как видим, в годы войны страдали не только люди…

Селезнев Е.С.

    Надо сказать, что в годы войны повозок,   при полном отсутствии в колхозах автомашин, не хватало  самим колхозам для выполнения сельскохозяйственных производственных планов, разных  мобилизационных работ. Например, в Шиткинском районе на 22.05.1942 г. было всего 26 автомашин, из них в рабочем состоянии 13 машин.  В  Шиткинской машино-тракторной станции было три автомашины. Каждый год войны   поддержать количество автомашин и конных повозок в колхозах было труднее и труднее. Тем не менее, фронту помогали. Ф.33.Оп.1. Е.х.14. Св.2. Л.10.

    Таким образом, только колхозы Шиткинского района, согласно имеющимся сведениям, поставили для Красной Армии  в 1941, 1943, 1944  годы  84 повозки.

      К сожалению документы со сведениями по Тайшетскому району пока не обнаружены. Как и данных о поставках в Красную армию лошадей из Тайшетского и Шиткинского районов.

Loading