Площадка Тайшетского комбината строительной индустрии сегодня. сентябрь 2019 г.

1980 год партийно-советская  власть Тайшета начала по-ударному. Сейчас мы привыкли  к десятидневным новогодним праздникам, а тогда было  иначе  – 31 декабря сокращенный рабочий день, 1 января  – праздничный, 2 января и далее рабочие дни.

    В первые дни  января  состоялся пленум Горкома КПСС. От формулировки повестки дня   веет партийной бюрократией, канцеляризмом, культом личности, оттого сложна для понимания сейчас.   Советским людям названия партийных документов были  привычными, но прочесть их полностью мало кто старался. Вчитаемся и мы в формулировку темы январского доклада Кочерова В.Ф.: «Задачи городской партийной организации, вытекающие из решений  ноябрьского (1979 г.) пленума ЦК КПСС , выводов и положений, изложенных в выступлении Генерального Секретаря ЦК КПСС , Председателя Президиума Верховного Совета СССР  товарища Л.И.Брежнева» . Доклад был опубликован 8 января, как обычно   сокращенно,  в районной газете  под названием «Работать по ударному». Обратим внимание на некоторые строки доклада:

Оборудование для ТКСИ под открытым небом на площадках УПТК

не все нормально идет на стройке стройиндустрии; стоимость комплекса 102.092 тыс.рублей ;  он будет выпускать 148 тыс. куб железобетонных  конструкций в год, в т.ч. 82.5 тыс. куб. для строительства панельного жилья  , 200 тыс.кубов  керамзита,  125 тыс.кубов перлита,  и еще сантехзаготовки и др.продукцию.  Ввод комбината — первая очередь в 1980,  полностью ввести комбинат в 1981 г. В связи с чем, требовалось ускорить строительство котельной — сдать ее в 1980 г.,  и теплотрассу к строящемуся жилью,   без котельной и сдача первой очереди комбината невозможно.

Итак, ввод комбината запланирован на период 1980-1981 гг. Это уже вторая дата ввода , первая по Постановлению ЦК и Совмина — 1977 год.    Отставание уже в три – четыре  года!

       9 января состоялась сессия городского Совета депутатов трудящихся, было отмечено,  что  1980 г.  – год сдачи строящихся объектов, новых объектов не будет.

Вид на ТКСИ со стороны жд ст.»Стройиндустрия», сентябрь 2019 г.

        И все ! Начался первый  год 11-й пятилетки , год сдачи первой очереди Стройиндустрии, подробного анализа состояния дел на пусковом объекте нет ни на пленуме , ни на сессии.    

    В это время СМП-621 строит очистные сооружения для ТКСИ: комсомольско- молодежная  бригада Хрычова Александра начала нулевой цикл, шла укладка бетона в зимних условиях. 

Бывшая ж/д станция «Стройиндустрия» сентябрь 2019 г.

      И вот , наконец-то , Кочеров В.Ф. выступил с резкой критикой работы строителей в Тайшете в  статье  «Основные задачи дня» 19 января 1980 г.

     Лихо начали год  советско-партийные органы власти, газета. Пленум, сессия, статьи…Будет ли результат?

   Автор статьи отметил следующие моменты:

— в 1979 г. освоено 22 млн капвложений, это больше чем в 1975 г в три раза.  Было две организации на стройке  — стало  6 подрядных организаций и много субподрядчиков.

— повторился о прелестях комбината стройиндустрия — это 148 тыс железобетонных конструкций,  в том числе  82.5 на панельного строительства) 200 тыс керамзита, 125 перлита, сантехнические и электротехнические заготовки и т.д.  

комплекс стройиндустрии должен быть введен в эксплуатацию в 1981 г., его сметная стоимость 102 млн.рублей. Здесь тоже повтор.

— строители, партийно-советские организации, писал Кочеров В.Ф.,  приняли ряд мер по ускорению строительства пусковых объектов. В 1977 г. был создан     оперативный штаб по управлению стройками под руководством заместителя начальника Ангарстроя; штаб имел право перераспределять технику, рабочих по объектам. Был создан  еще и  весьма представительный городской штаб с довольно широкими полномочиями;  был еще штаб ЦК ВЛКСМ на западном  БАМе, начальником  штаба по Тайшету   Попов В.

    Увы, все эти партийно-бюрократические надстройки   не выполнили, как мы теперь знаем,  своей роли — не ускорили ход строительства и пуска комбината в намеченные сроки.  Заметим, в самими же установленные сроки.

              Кочеров В.Ф. продолжал, но  уже весьма критично оценивать положение дел:

Кочеров В.Ф.

    — строители не выполнили план строительно-монтажных работ на комплексе стройиндустрии БАМа,   как и по всем своим объектам в Тайшете. Почему? Он пишет: «Силы строителей не концентрируются на пусковых объектах, сроки ввода их затягиваются на несколько лет». То есть это   не просто незавершенка , а долгострой, но Кочеров В.Ф. пока еще не называет вещи своими имена. Очистные ЗРДСМ — ввод их переносится уже третий год; ГДК строится уже второй десяток лет; в 1978 г сорван план ввода жилого дома для железнодорожников; под угрозой срыва ввод 58-квартирного дома. И еще автор привел множество примеров неудовлетворительной работы строителей всех подразделений. Такие итоги работы строительных организаций и предстоящее освоение капвложений в 22 млн руб только на стройиндустрии не вселяют уверенности — ввести в строй комбинат в 1981 г. не удастся.

   Обратим внимание на краткое упоминание  о комбинате,  в статье сказано о нем очень мало, больше о строительстве соц-культобъектах — дома, детсады, ГДК и т.д.

    Справедливости ради надо сказать – были и текущие успехи строителей: 29 декабря 1979 г. был принят новый корпус цеха на ЗРДСМ с оценкой хорошо, склад,  вспомогательные помещения, склад ГСМ, ацетиленовая станция,  автодорога.

    На комбинате же лишь организационные дела:  в 1979 г было создано 10 комсомольско-молодежных бригад, одна из них соревновалась со строителями г.Сочи, так как из Крыма приехала   в Тайшет бригада из 57 человек, из них осталось  40 человек.

    Газета публиковала статьи о хороших строителях, поддерживая дух созидания.

     Комсомольско-молодежная бригада  им Островского Н. (бригадир   Азаренко Ю.)    строила склад   УПТК , испытывая трудности, хоть и не сравнимые в условиями труда корчагинцев, но   делу мешали:  за две недели бригаде выделили всего   12 кубов  бетона из 60-ти необходимых и заявленных, не было достаточно гвоздей, арматуры, механизмов, электродов и т.д.

   Жаловались и  отделочники жилых домов – стены кривые, уходит много работы и сырья на их выправления, потеки раствора после каменщиков и надо это чистить, электрики бьют штробы   для проводки уже по уложенной  штукатурке, так делали рабочие  СМП -319.

  В номере «Зари коммунизма» за 20 февраля 1980 г.   много заметок о плохой работе строителей, плохой организации труда, вся газетная страница с такими критическими текстами.

  На фоне этого радостно воспринимается статья о хорошей работе бригады Текучану на строительстве жд путей ст.Тайшет.

     Интервью с директором Дирекции строящихся предприятий стройиндустрии  Буковичем Анатолием Лаврентьевичем дает представление о ходе строительства комбината, пусковом объекте,: по титулу Главстройпрома пусковой комплекс должен сдаваться в 4 квартале 1981 года, а полное завершение строительства и сдача комбината в эксплуатацию   в 1983 г.  В 1981 г. предстояло сдать и  Байроновский песчаный карьер с обогатительным цехом, начать строительство кирпичного завода.

    Обратим внимание на сроки сдачи объектов комбината: Кочеров говорил о 1980-1981 г., а Букович уточняет — 4-й квартал 1981 г.! Далее , Кочеров — дата  полного ввода  комбината в строй —    1981 г. Букович же говорит — 1983 г. Опять пересмотр сроков пуска комбината.

       Букович А.Л мечтал: скоро  Тайшет  изменится, город будет  с прекрасными жилыми микрорайонами, проспектами, хорошим культурно-бытовым комплексом, хорошей библиотекой, плавательным бассейном,  базой отдыха, пионерлагерем,  вредное производство перлита не помешает тайшетцам жить счастливо, будут хорошие бытовые условия для рабочих,  зеленой  будет вся территория ТКСИ с асфальтными дорожками,  здравпунктом, спортплощадками, озеленено будет 25.6 % территории комплекса!    Пока же   не хватает кадров, требуется много рабочих.

      Увы, многое не построили, что-то по микрорайонам делается лишь сейчас, спустя   40 лет.

                                                       1981 г.

     Наступил новый 1981 год, время пуска комбината. В марте на еще велось строительство корпуса цеха железобетонных конструкций , но оно затягивается по причине несвоевременного получения от поставщиков  бетонных конструкций для корпуса цеха. Начальство СМП-621   поручило их сделать сварщикам    бригады  Виктора Кузнецова. Это была  самодеятельность полная, и не известно сделали или нет. Один умный руководитель предприятия Ангарска в прошлом как-то сказал: мир погибнет от двух вещей — атомной бомбы и художественной самодеятельности, то есть от непрофессионализма. Так что , может быть,  и хорошо что местные сварщики не начали клепать цех своими изделиями без утверждения чертежей проектными институтами или иными учреждениями.

   В  апреле  на городском  собрании партийно-хозяйственного актива   Кочеров В.Ф.  назвал новые сроки  сдачи объектов стройиндустрии , а следовательно и всего комбината,: первая очередь завода железобетонных конструкций  —  40 тыс куб сборного жб в год —  должна вступить в строй в 1982 г.  

      Тем временем СМП — 609  строило  резервуар объемом 6 тысяч  куб. воды , насосную станцию 3-го водоподъема, пожарное депо для Стройиндустрии, фундамент насосной станции сооружала  бригада    Сергея Шамрина .

      Горком партии демонстрировал высокую деловую активность. 15 мая 1981 г. была опубликована большая статья опять таки Кочерова В.Ф.  «БАМ начинается в Тайшете».  (говорят ,  это слова Косыгина А.Н., ставшими крылатыми). 

     Так вот, никогда ранее такой статьи в районной газете,  посвященной целиком стройке БАМа,      не было.  Стоит ее читать  внимательно. Такой критики в адрес вышестоящих руководящих строительных организаций еще не было. Значит,  начали волноваться, сроки сдачи комбината приближалось, а работы было еще полным-полно. Кочеров В.Ф. смело и умно это сделал:

1. Правда, странной была логика у Кочерова. Он сказал, лозунг БАМ начинается в Тайшете приемлем к нашему городу еще и потому, что здесь строится база стройиндустрии.  В Шимоновске тоже, в Усть — куте тоже строились подобные комбинаты , однако к ним не применялось понятие ворота БАМа.   Его же тезис: тайшетский комбинат  обеспечит всю стройку строительными конструкциями. Конечно же, это преувеличение, правильнее сказать — поставлять конструкции на объекты всего БАМа, но не обеспечить всю стройку.  Другие комплексы стройиндустрии разве это не делали, а только Тайшет? Делали, но их не называли не то что воротами, даже калитками магистрали.

2. Кочеров В.Ф. сказал — Первая очередь комплекса должна быть сдана в уже в 1982 г.  Затем он в который перечислил все объекты комбината —    завод железобетонных конструкций мощностью 140 тыс.куб железобетона в год. — мостовые пролеты, колонны, фермы, плит, панелей; здесь будет производиться 72.5 тыс куб конструкций и деталей для жилстроительства; строятся заводы —  керамзитовый , перлитовый,  сантехзаготовок ,  трубной изоляции, РММ, мощная ТЭЦ на 450 тонн пара в час, которая будет отапливать комбинат и жилье в городе. Все эти объекты находятся в заделе.  Еще проектировался кирпичный завод,   и его   строительство предполагалось начать  в текущей пятилетке.   Плановая мощность кирзавода —   650 млн. штук в год;

3. В 1970 г., пять лет назад, в Тайшете был один СМП -586 со времен строительств  Абакан-Тайшет. В 1975 г формируется СМП-579  — «в муках рождался этот коллектив»,  Кочеров прямо так и сказал. Ведь   специалистов не было, зато большая текучка работников,   планы доводились как для настоящего поезда, менялись руководители, ИТР, строили временное жилье,  а надо было возводить капитальное, иначе нечем привлечь рабочих.  Строить надо было быстрее и много, и создается еще два СМП. Существовала  прежняя плохая практика — формировать быстро и как-нибудь, а так нельзя было. И тогда Горком добился от Госстроя  СССР разрешение на строительство трех капитальных кирпичных и панельного жилых дома  по титулу временного жилья. По мнению Кочерова В.Ф.,  Минтранстрой, Госстрой, Ангарстрой больше думали о строительстве промышленных объектах, а не о жилье — в первом  квартале 1981 г. на промстроительстве было  освоено 27 млн. руб, а на жилье всего 1.4 миллион. Строительство теплотрассы, водопровода, канализационного коллектора и очистных на стройиндустрии велось медленно, а они очень нужны были.

4. Горком взял стройку под пристальный контроль. В августе 1978 г. на бюро горкома рассматривался  вопрос о работе СМП-609. Прозвучала нелицеприятная критика в адрес начальника Линев Б.М. и его заместителя   Кучеренко Н.Ф. —  мол, приехали не дело делать а за длинным рублем.  (Как сложилась судьба названных строителей в статье не сказано — Е.С.).

5.СМП-579  (начальник Фомич В.Н.) уже 10 лет работает в Тайшете в 1 квартале  1981 г. занял переходящее Красное знамя.  Успешно работает СМП-621. Но вот что парадоксально — из четырех СМП на самый старый поезд — 579-ый, не распространялся  льготный поясной коэффициент 1.7 (?) и 30% надбавка за разъездной характер работы.  А поезд стоил  двух строительно-монтажных поездов Минтрансстроя — такая оценка Кочерова.    Он считал, в 1981 году этот поезд просто обречен на невыполнение плана, Потому что ему доведен план без учета стоимостной выработки на количество  производственного персонала, не определены субподрядчики, диву даешься необеспеченности планов!

6. Надо совершенствовать управление строительными подразделениями:

в Тайшете есть  оперативная группа, или иначе штаб управления Ангарстроя, но он не наделен никакими правами – не распределяет между СМП объемы стройки, не может заключать договоры с субподрядчиками, не устанавливает фонд зарплаты, нет проектно-сметной группы своей. Только машины распределяет. Не знают что делается на объектах, так как приезжают только на промышленные объекты, да и то в авральные периоды. ГДК строится 10 лет, за это время три раза переносились сроки пуска его, даже после открытия в 1980 г. оборудование сцены не установлено. Виновен в этом Управление Капитального Строительства Облисполкома. Два раза переносились пуски жилых домов, были случаи консервации объектов в предпусковые дни.

7.Назрела создание в Тайшете треста, который подчинялся бы непосредственно Минтрансстрою, существующая четырехступенчатая  схема управления:  поезд — управление строительства — Главк — Министерство + субподрядчики  усугубляет,  положение дел. Это предложение было озвучено на 13-й партконференции. И надо создать самостоятельный партийный комитет стройки , он взял бы на себя функции областного штаба»

   Таковы основные тезисы статьи первого секретаря Тайшетского ГК КПСС Кочерова Виктора Филипповича. Видна его озабоченность стройкой , так как сроки пуска объектов неумолимо приближались.

      Статьи в районной газете о ходе строительства , после выступления Кочерова В.Ф., стали более критическими. 21 мая корреспондент Муханова Л. впервые подняла тему использования оборудования для будущего ТКСИ, поступавшего на стройку с 1977 года. Корпуса завода комбината еще не возведены, а оборудование прибыло и не все установлено к маю 1981 г., естественный вопрос  – оно сохранилось? Интересный вопрос, как говорят.

     Оказалось, что:

1. ответственность за его сохранность несет (  мы впервые слышим-читаем полное имя руководителя Дирекции строительного комплекса)  Букович Анатолий Лаврентьевич  , завскладом   Мыц Л.Н.

2. Прежде не было склада у дирекции, и оборудование хранилось в разных местах , к маю 1981 г. такая площадка хранения оборудования у Дирекции есть, логично предположить — все хранится правильно и в целостности.

3. Но площадка небольшая, ее территория не вся покрыта бетонными плитами и поступающие грузы продавливают их, кругом грязь, нет подъездных путей к грузам, нет проходов, все — станки, механизмы, машины , разгружаются беспорядочно , складываются навалом, и чтобы найти нужное тратится уйма времени и сил.

Площадка и склады УПТК . Фото из альбома Новицкого М.

4. Площадка не имеет кровли, а там где есть, протекает, отопления нет, а многое оборудование  дорогостоящее и требует определенных условий хранения, они не обеспечиваются. Многое отсырело, вдавлено в землю. Электродвигатели, конденсаторные  установки, первичные и вторичные часы  и другое  при таком хранении гибнут, ржавеют, мокнут.

5. На конец первого квартала 1981 г. здесь хранятся запасы оборудования на сумму 2.726 млн. рублей! Оборудование заказывается заранее , до готовности цехов.  Например, цеха по производства перлита и керамзита еще строятся, а оборудование на сумму 444 тыс. рублей уже на складе гибнет.

6. Инвентаризация и проверка сохранности не проводятся, за сохранностью акты не составляются, никто не знает годно ли то или иное оборудование.

    Как говорится, что имеет не ценим, а потеряем – плачем…

    26 мая Тайшет встречал второй отряд комсомольцев и молодежи, едущих на БАМ, но уже  в качестве железнодорожников-эксплуатационников  – осваивать построенную дорогу. Об этом как-то сейчас подзабыли, больше внимание и фанфар было по поводу первого отряда строителей БАМа.

     Праздники, манифестации, митинги… А дело не улучшалось. На  УПТК , нач. Ляховский А.А.,   накопилось 12 тыс. кубометров разного железобетона, 500 тонн металла.  Разные созданные штабы разбирались почему такое стало возможным, хотя и разбираться нечего, ясно как божий день. Нашли выход – из  вагона стройматериалы везти сразу на    объект, а не хранить на УПТК.   Как будто бы на объектах есть склады для хранения. Или  как в   странах с развитой строительной логистикой?!

     Строителям не хватало  кирпича , его поставляли   Лисихинский  и Мальтинский заводы,  и ясно было –   нужен свой кирпичный завод при таких объемах строительства.

     В апреле тайшетские стройки БАМа недополучили   110 тонн металлопроката, 180 тонн металлоконструкций, много бруса и пиломатериалов. На складах УПТК не было  элементарного, ножовок, гвоздей… 

    Удивительно, в июне  1981 г. стоял как бы в стороне от бамовских строек  Народный контроль, он не проверял хранение оборудования для ТКСИ, во всяком случае не было много статей о рейдах НК.

       В Тайшете работали коллективы  СМП — 579, 586, 609, 621, УМ (Митюшкин Виктор Александрович) , УПТК, автоколонны № 3 Ангарстроя (зам. нач. Кулясов Геннадий Михайлович) Главбамстроя,    разных субподрядные организаций, всего более  2.5 тыс. человек.

    План по ТКСИ был такой: ввести  первую очередь пускового комплекса мощностью 40 тыс куб сборного железобетона в 1982 г., в 1981 г.  ввести два котла котельной,  объекты водоснабжения, энергоснабжения по постоянной схеме, и подготовить к монтажу  очистные  на заводе железобетонных  конструкций

     12 августа 1981 г. Кочеров В.Ф., в который раз  через печать,  ставил задачи строителям, партийно-советским органам города   (статья «Курс пятилетки» ) : в 11-й  пятилетке (1981 — 1985 гг.) сдать по ТКСИ –  завод жб конструкций мощностью 148 тыс. куб ж/б в год,  в том числе   72 тыс. куб ж/б для строительства жилья. Пусковой комплекс завода намечался  на 1982 г. Продолжалось строительство  котельной на 450 тонн пара в час, предстояло  закольцевать котельную комбината с котельной  ШПЗ и обеспечить город теплом; с базы стройиндустрии   в город проложить водопровод и проблема водоснабжения будет решена. Надо было построить насосную третьего подъема на водоводе ; строились мощные очистные сооружения стройиндустрии и мелкие очистные закроются , как  и мелкие котельные; будут построены заводы перлита, керамзита, трубной изоляции,  сантехзаготовок и другие объекты. 

     В ноябре  1981 г. производился  монтаж опор под воздушную теплотрассу от котельной до завода бетоноконструкций звеньями бригады   Рудых Василия Платоновича из СМП-561.

     И вот завершается 1981 год. 23 декабрь состоялся  рейд печати и НК. Из отчета рейда : общая сметная стоимость комплекса стройиндустрии 94.4 млн. рублей, начато было строительство в 1975 г., монтаж оборудования начался в 1979, окончание строительства согласовано с Госпланом  — 1983 г. Промежуточныеитоги: на 1.11.1981 г освоено 32.3 млн.рублей, то есть 35.1% сметной стоимости, в том числе на промышленное строительство  30.8 млн. рублей.

Основной генподрядчик на стройиндустрии СМП-621, в его ведении большая часть объектов, и многие вроде как бы готовы, но о монтаже оборудования говорить было рано  – склад крупногабаритных  грузов, материальный склад,  склад заполнителей, склад цемента,  склад металлоопалубки, компрессорная.  Сдать их наметили на 1982 г.  

     Со статьей в газете выступил директор стройкомплекса Анатолий Лаврентьевич Букович, и сообщил о ходе строительных работ:

1. Строители готовят фундамент виброплощадки в формовочном цехе — субподрядчики  из УМ долго копали котлован под нее , 1.5 месяца.  И выкопали его узким! Теперь надо расширять копая вручную мерзлую землю — компрессоров нет, есть , но не укомплектованы шлангами, молотками отбойными, кто-то своровал   три  щита опалубки! Здесь из бригады   Андрианова Алексея Ивановича работает 16 человек- на всю бригаду три ножовки, нет гвоздей, и др. В декабре надо сделать три пропарочных камеры, но нет котлована! Эта бригада работает на сооружении административно-бытового здания , хотели работать методом хозрасчета, но не вышло. Потому что нехватка всего — материалов, орудий труда , это не дает хозрасчета. Вот так вот, БАМ — стройка века , а новые методы труда не приживаются, все трудятся по старому , не в ногу с веком.

    СМП-621. Бригада Василия Платоновича Рудых строит опоры под галерею подачи заполнителя на бетоносмесительных цех — надо менять одну опору она повреждена; на материальном складе обрушилось два пролета перекрытия из за перегрузки кровли утеплителем по вине строителей;

      Строителям выдано было оборудования для монтажа на сумму 800 тыс, смонтировали на 700, из остального расхищено на 7.7 тысяч рублей. Объекты не охраняются, разукомплектовано оборудование для понижающей э/станции , наладчики из МК-30 ушли не передав его на хранение  генподрядчику.

      Не может принять  оборудование насосной станции начальник СМП- 621 Лыпкань Евгений Филиппович, насосная станция без электричества, потому оборудование  будет бездействовать и его сохранность невозможно гарантировать, электроэнергия подается лишь по временной схеме .

     Не хватает  нестандартного оборудования для компрессорную, на склад цемента, на бетоносмесительных цех , из за этого ржавеет все оборудование, завезенное  для них. Строители хотели сами сделать  нестандартное оборудование, но нет для этого станков, инструментов.

   СМП-609 тоже многое сами хотели сделать,  но увы.

     Круг замкнулся — строители винят дирекцию за несвоевременное обеспечение оборудования, дирекция винить поезда из-за которых уменьшилось финансирование стройки и оборудование не заказать вовремя.

     Под занавес   1981 года  состоялся пленум ГК КПСС, с докладом «Итоги работы и наши задачи» как обычно выступил первый  секретарь горкома Кочеров В.Ф. Обращает внимание на себя это название доклада в газете. Оно лишено идеологического налета, вроде «…в свете решения ЦК КПСС…», «Навстречу съезда партии» и т.д. Здесь все просто — итоги и задачи, коротко и ясно, а вот не газетное название доклада все же содержит  идеологические экивоки вроде вот таких  — итоги работы в свете ноябрьского пленума ЦК КПСС…, но нам важно  не это, а что сказано о  ходе строительство ТКСИ.

       Промышленность города с планом текущего года не справилась, недодали государству продукции на 4.4 млн.рублей.  А как строительство? 

    И здесь не все хорошо: план  десяти месяцев  по генподряду выполнен на 75%, собственными силами 79%. Выполнил план только СМП-586.

    Строительство комплекса стройиндустрии идет медленными темпами, по объектам производственного назначения план 10 месяцев выполнен всего на 67%. Крайне неудовлетворительно работает на объектах стройиндустрии СМП — 609 (руководители Коноволенко В.П., Чивилев А.Г.) — план 10 месяцев выполнен поездом на 45%, своими силами на 48%. На объектах ЗРДСМ  план сделан на 73%,

Простои вагонов допускал УПТК — Ляховский А.А.

     В 1982 г на ТКСИ надо будет освоить на строительно — монтажных  работах 7.4 млн. рублей  (6.4 на пром. строительство и один млн.  — на жилье)

    Вот так завершились 1980 и 1981 годы. Запомним — в 1982 г. сдача объектов комбината стройиндустрии.

Продолжение следует.

Loading