Павшие цитадели БАМа — 4. Рождение Белого слона

         Наступил декабрь 1978 г. Пуск  комбината уже не вписывался в отведенные ЦК КПСС и СовМином сроки, однако, это пока еще не очень то волнует  руководство города, строителей. 9 декабря 1978 г.   состоялась 12-я конференция городской партийной организации и был доклад горкома партии, была еще статья Кочерова В.Ф. «Ответственный этап» — ни слова об объектах БАМа и о комбинате в частности, а лишь, как говорят сейчас, партийно-идеологическое бла-бла-бла.  Рядом газетные заметки о достойных строителях Михайлове, Текучану, Рабцевич …     

     В последующих номерах газеты опять статьи о строителях , посмотрим их, стремясь найти сведения о комбинате.

  Вот короткая информация сбоку газетной  страницы мелким текстом: растут строительные работы БАМа — на комплексе стройиндустрии предстоит освоить в 1979 г. 102 млн.рублей капвложений, на РМЗ 43.6 млн рублей

     Большой  доклад Кочерова В.Ф. на партийной конференции:  «положительные тенденции в  улучшении строительного производства»! В чем тенденция — в 1975 г было освоено 8.5 млн капвложений, то в 1978 г. — 28.1 млн рублей. Начато строительство комбината стройиндустрии, ЗРДСМ» . На 1979 г. на комбинат выделено 102 млн рублей. План строительно-монтажных работ в 1978 г.  на комбинате стройиндустрии выполнен на 125 % .

    Почему Кочеров В.Ф. говорит — «начато строительство комбината…» , ведь работы ведутся с 1976 г., а по Постановлению ЦК должны были уже закончиться в 1977 г )  , не понятен этот тезис.

    А Михайлов Н.М., герой-бамовец и делегат партийной конференции, в своем выступлении пожаловался на плохое качество сооружение объектов предыдущими строителями, теперь надо переделывать; на плохую воспитательную работу в строительных организациях. Несерьезное выступление, не по делу, как то мелко. Бить тревогу надо бы.

   Сережко А.П., начальник оперативной группы Ангарстроя в Тайшете влил ложку дёгтя в бочку меда , сказав следующее — в Тайшете четыре строительно-монтажных поезда и  в них 3.5 тыс. строителей, хорошие бригады, свои герои, но — провален годовой  план строительно-монтажных  работ на строительстве ЗРДСМ, плохо строятся очистные на РМЗ, ГДК, слабыми темпами строится жилье. Сказал об известных фактах  и не объяснил почему.  Строительный год закончен без реальных побед, достижений — ни одного сданного объекта.  

      Наступил 1979 год, год ожиданий больших успехов.

    В поисках их листаем газетные страницы…Да где же статьи о комбинате, о его строительстве?!  И с большим удивлением отмечаем — первые статьи о бамовских объектах появились в  районной газете лишь в июле!

      Впрочем, кто-то скажет — если газета не пишет, то это не значит прекращения стройки. Можно с этим согласиться. Хотя стоит проверить постулат — не пишут потому что не строят или плохо строят.    Проверяем, читаем старые газеты. Польза еще вот какая от этого чтения — восстановим календарь событий, а не только возмутимся как плохо строили и куда смотрела власть, СМИ. 

    Тайшетский комсомол не оставался в стороне от дел на строительстве стройиндустрии и иных объектов. В строительно-монтажных поездах было создано 10 комсомольско-молодежных бригад, в которых якобы труд был более производительным и дисциплина лучше. Это было одна  из форм шефства комсомола над БАМ-ом.  Другая форма — бамовские студенческие строительные отряды.   Летом 1979 г. в Тайшете их было восемь . Назовем некоторые молодежные бригады и отряды :    

— студенты Иркутского госуниверситета в СМП-579 (правда прибыв они не знали свой фронт работы);

— на строительстве  кирпичного завода трудились девчата из ССО «Ассоль»;

— «Эвольвенту» принял ПМК-175 для работ на комбинате хлебопродуктов;

— на балластировке путей — ССО «Арганавт-79» (СМП-586),

— «Молодость» строила ферму в с.Рождественка;

 — бригадира Ангарстроя — Текучану Г.А. (СМП — 586),

— бригада Глущенко Е. (СМП-579),

— бригада Хрычов А (СМП-621),

— бригада Героя Социалистического труда Михайлова Н.М.

—  бригада Чивилёва А. (СМП-579),  

— на строительстве ЗРДСМ трудилась бригада Гевца Е.К., профессиональный строитель приехавший в 1975 г. из Казахстана.

    Бригады эти грузили всякими обязательствами, методами строительства, участием во всяких движениях и т.д. Бригады было дело разваливались, например, бригада Чивилёва А., бригады начальники поездов расформировывали в интересах производства, с планами они не справлялись, прибывавшие на стройку комсомольцы вскоре покидали ее, но все же вклад свой молодежь внесла. Об отставании по выполнению планов комсомольцы как-то помалкивали.

И вот первый большой, специальный материал о строительстве комбината Стройиндустрии!

    В 1979 г. партийно-советские органы власти начали бить тревогу по вопросу сдачи комбината Стройиндустрии в эксплуатацию. Пусть даже частично, как говорили сдать первую очередь, затем вторую и т.д. О сдаче целиком речи не вели.

   В апреле 1979 г.состоялся пленум ГК КПСС , с докладом «Задачи городской партийной организации по мобилизации коммунистов для успешного выполнения заданий по строительству стройиндустрии и технических объектов БАМа» выступил 1-й секретарь горкома Кочеров В.Ф.: незавершенное строительство по комплексу стройиндустрии на январь 1979 г. составило 11 млн. 727 тыс. 600 рублей, по ЗРДСМ 7.2 млн рублей. Удивляет скурпулезность  подсчет стоимости незавершенки — подсчитали даже  рубли.  Вот так бы каждый год…Удивляет и объяснение причин ее  образования — недостаточность мощностей.  То есть ежегодно объекты сдавлись в эксплуатацию не полностью, а с большим недостроем.  Это при таком то количестве СМП, УМ, УПТК, множества субподрядных организаций, стройотрядов! Возможно, нам, не строителям, не понять всего этого, но тем не менее — такое объяснение  устроить не может никак.

    И вообще, можно утонуть в цифрах неосвоения капвложений , попробуем их округлить, обобщить. Для нас же важно выяснить — кто и что строил на комплексе стройиндустрии?

—  Завод железобетонных конструкций (ЖБК) возводили СМП -609 и 621 (надо им освоить за 1979 г. 1.6 млн руб);

— котельная комплекса — СМП-609, за прошедший год освоил всего 149 тыс., а предстоит освоить 2.2 млн.

— цех керамзита СМП-609 — предстоит освоить 583 тыс.

     О цифрах по ЗРДСМ не будем говорить, его строительству будет отдельный рассказ.

Далее в докладе Кочерова В.Ф.  отмечены печальные данные и сведения:

—  в 1980 г. надо закончить строительство очистных сооружений —  это один из основных объектов, но СМП-621 в первом квартале 1979 г. к этому так и не приступил!

— главными были объекты энергоснабжения.

— многие объекты для комбината сооружались, но с браком, останавливались, и начинались вновь, на это  тратилось время и деньги;

— стройка,  наконец-то, обеспечена  полностью;

— Цитируем Кочерова В.Ф. : «Настало время поставить точку на незавершенном строительстве».  (Точку ставить было из области несбыточного, комбинат  продолжали строить вплоть до его ликвидации)

— для того чтобы ввести производственные мощности комбината в строй в 1981 г. надо было, с учетом недовыделенных средств, освоить 73 млн. рублей;

— проблема рабочей силы решались двумя способами: создано было в 1978 г. два новых СМП — 621 и 609, УПТК и УМ  с притоком рабочих из-за пределов Тайшета ;  перераспределеним рабочих между существовавшими строительными организациями; но в четырех СМП нехватка рабочих составило 660 человек, особенно неудовлетворительное положение было в СМП-579;

— высокая текучесть кадров во всех СМП, в 1978 г. было принято 1065 человек, уволено 714!

— из-за прогулов строителями недовыполнено работ на 30 тыс.рублей;

— наблюдается частная смена руководителей: в СМП-579 в 1978 г. начальники менялись дважды; СМП-609 работает длительное время без первого руководителя; СМП-586 более полугода работал под руководством главного инженера;

— бригадный подряд внедряется плохо, медленно;

— стройку сдерживает плохое обеспечение строительными материалами и конструкциями;

-УПТК не справляется со своими обязанностями, у него слабая база, СМП-621 должно ускорить строительства базы УПТК;

— Управление механизации имеет 50 основных машин, но они поставлены без учета запросов стройки — не хватает монтажных кранов, автопогрузчиков, подъемников, передвижных транспортеров, тракторов «Беларусь»;

— не практикуется централизованное приготовление бетона и раствора для всех строительных подразделений, все готовят сами для себя, в результате имелись случаи когда такой бетон имел всего 50% проектной прочности;

— слабо работают первичные партийные организации в строительных подразделениях.

   В 1979 г. , судя по докладу, строились не все объекты комплекса стройиндустрии. Возводилась котельная, цех керамзита, комплекс энергоснабжения, очистные, автохозяйство, не сказано о жд путях к комбинату, цехе перлита.

*   *   *

    10 июля 1979 г состоялся пленум ГК КПСС «О работе Тайшетского горкома партии с руководящими кадрами» (докладывал 1-й секретарь ГК КПСС Кочеров В.Ф.).

    О состоянии дел по выполнению постановления ЦК и СМ СССР о строительстве комбината стройиндустрии в Тайшете докладчик сказал буквально следующее: «Строительными организациями города плановые задания трех лет и семи месяцев пятилетки по основным показателям не выполнены» (10-я пятилетка — 1976-1980 гг). И все, констатация факта и никакой тревоги, негодования. Возможно горком решил прежде рассмотреть этот вопрос непосредственно со строителями?

    В августе 1978 г. бригада Шамрина С.Е строила гараж на 50 автомашин, но потребовалось срочно соорудить галерею углеподачи, узел пересыпки угля, дробильный корпус №2 на строящейся котельной комбината. Газета писала, что бригада работала в августе уже в счет марта 1979 г. Как это понять, не знаю. Как и вообще все советские показатели , например, пятилетку за четыре года. Зачем за четыре если план пять лет? Или отчего строить ТКСИ 15 лет если план был два-три года?

    В 29 августе 1979 г. состоялся   пленум объединенного пострайкома (профсоюзы строителей) всех Тайшетских подразделений Ангарстроя по строительству базы стройиндустрии БАМа. Такого еще не было! С докладом выступил Фомич В.Н., секретарь парторганизации оперативного штаба Ангарстроя в Тайшете. Попытаемся понять состояние дел по сооружению ТКСИ и других объектов  читая доклад:

   1.За семь месяцев 1979 г.  коллектив Ангарстроя освоил 59.7 млн.руб капитальных вложения, в т.ч. собственными силами (без субподрядчиков) 33.9 млн.руб. Это на более чем 3000 строителей?!   Но как обстоят дела на сооружении ТКСИ?

    Фомич В.Н. отметил что в 1979 г. по ТКСИ:  предстояло освоить 8.7 млн рублей капвложений по строительству одного из его объектов — завода ЖБК.    Больше сделать надо было на других участках: сдать 100-кв.дом для МПС, ГДК  и др. соцкультобъекты. Как-то без энтузиазма о  ТКСИ сказано.

      Читаем далее, здесь уже конкретнее и самокритично:

2. для выполнения работ было создано в 1978 г. два СМП — 609 и 621, УМ (участок механизации) и УПТК (управление производственно-технологической комплектации), усилена автоколонна №3; создан оперативный штаб во главе с А.П. Сережко,  заместитель начальника Управления Ангарстрой.  

3. выполнение плана  по объектам стройиндустрии за семь месяцев 1979 г. составило всего 79 % ! Осталось неосвоенными 878 тыс.

3.по титулу ЗРДСМ  план выполнен на 84%

4. по развитию жд узла Тайшет  освоено 261 тыс. руб из 1780 тыс.руб.

5.субподрядчики:

   —  Мехколонна -126 (трест Запбамстроймеханизация, управляющий трестом Евтушенко В.В. )  освоил капвложения на строительстве ЖБК только на 73% ;

    — Водрем-1, Водрем — 80, СМП-319 ( трест «Бамтранстехмонтаж,  управляющий Гудков А.Н.) освоили средства на ЖБК на 96%, а по ЗРДСМ — на 57 %;

  Не будем вдумываться и оценивать ход строительства разных объектов. Обрати внимание только на рассказ Фомича В.Н. по объектам ТКСИ.

   Он отмечал, что Дирекцией  строящегося комплекса ЖБК   не решены вопросы по отводу земель под базу УПТК и карьера дренирующих грунтов. Дирекция   эта была создана в 1975 г. и просуществовала до 1984 г. передав дела новому предприятию  —  ТКСИ («Тайшетстройиндустрия») , находящегося  на самостоятельном балансе в составе треста «Красноярсктранстрой».    

   На заседании пострайкома отмечено , что все подразделения Ангарстроя по Тайшету являются УБЫТОЧНЫМИ: ни в одном из них не выполнены планы выработки   на одного работающего, хуже всех с этим в СМП-586 и СМП-579.  Плохо с использованием механизмов и машин, нет правильной организации труда, соц.соревнованию, с внедрением  хозрасчета, плохо с использованием метода Злобина И.А. Из 60 бригад только 8 перешли  хозрасчет.

    За семь месяцев из тайшетских подразделений Ангарстроя выбыло 359 человек, много совершено прогулов, из за которых не выполнено работ на 15 тыс. рублей капвложений. Причина: плохие организация труда и жилищные условия, отсутствие детсадов, черствость руководителей и др.

   Медленно готовилось  жилье к зиме, медленно строится  база Отдела рабочего снабжения (ОРС) поездами №586 и № 609, детские учреждения поездами 609, 621. Женщины вынуждены   не работать, оставаясь дома по уходу за детьми.

  Имелись  факты использования машин на 40-45 % . Плохо работал  УПТК — строителям, ради быстрейшего получения  заказов, самим приходилось  вывозить свои грузы. Сдерживало строительство недопоставки пиломатериалов, семи комплектов щитовых домов.

   Из доклада Фомича В.Н. становилось очевидным следующее — строительство ТКСИ  шло хуже чем других объектов, план  был  выполнен на 79 %, а  ведь по постановлению ЦК и СМ СССР    1977     год  — время завершения стройки. Прошло уже два года. Пока еще слово долгострой еще не звучит. Употребляли слово незавершенка. На самом же деле это был уже долгострой, белый слон


[1] Долгострой — общее обозначение длительных, затянувшихся или вовсе заброшенных строительных работ. В России термин используется, как правило, для обозначения сооружений, активно строившихся в годы СССР и заброшенных в начале 1990-х годов. В английском языке для обозначения долгостроев иногда используется идиома «White Elephant» («Белый слон»).
 

126 просмотров всего, 12 просмотров сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *