Павшие цитадели БАМа

Глава 1. ТКСИ.  Рождение монстра   

    

Остов административно-бытового ,
учебного корпусов  ТКСИ, 17.09.2019 г.

 Бетонным монстром[1] назовем Тайшетский комбинат строительной индустрии  или, как его   чаще именовали —  база стройиндустрии, комплекс стройиндустрии и др. Полное и  привычное нам название  с аббревиатурой  ТКСИ,   впервые прозвучало, точнее было начертано,  в статье «Позиция утверждения»   журналистки газеты «Заря коммунизма» Силаевой Л. 27.09.1982 г.  Это произошло  через семь лет после начала бамовской эйфории  и ближе к дате сдачи первой очереди комбината.

    Для тайшетцев, времен его строительства, ТКСИ было предприятием необычным по многим параметрам —  первое   предприятие новой отрасли районной экономики, необычное  размерами и множеством объектов,   комплексное по структуре, необычность его продукции, от его наличия   Тайшет становился значимым втройне для БАМа (железная дорога Тайшет — Лена, РМЗ-ЗРДСМ, и еще вот ТКСИ),   возможностью    быстро получить благоустроенную квартиру работая на комбинате, и даже не работая непосредственно   — благодаря ему увеличилось количество квартир для всех тайшетцев. Одним словом его значимостью   для города во всех отношениях… Список удивительных особенностей сооружаемого предприятия при желании можно продолжить. Поражает необычностью. Ну чем не монстр?!

   


Кочеров Виктор Филиппович, 1-й секретарь городского комитета КПСС

  Зачем он  понадобился в Тайшете? Для обеспечения разнообразными железобетонными строительными  конструкциями и материалами большую стройку — Байкало -Амурскую железнодорожную магистраль и сопутствующие ей промышленно-гражданские объекты.  Почему в Тайшете?

     Потому что Тайшет — ворота БАМа, точнее надо было сделать Тайшет воротами, так как он был всего лишь калиткой на железную дорогу Тайшет — Лена, приоткрытой четверть века назад НКВД-МВД силами заключенных и военнопленных, вольнонаемных работников из числа осевших здесь по разным причинам и в разное время пришлых людей.

    

Праотцами БАМа и нашего бетонного монстра были ЦК КПСС и Совет министров СССР, а повивальными бабками — многочисленные транспортно-строительных и прочие предприятия генподрядчиков и субподрядчиков (даже суб-суб-подрядчиков), вспомогательных производственно-технологическо-технических предприятий как Управление механизации, Управление производственно-технологической комплектации.

Гортунов Олег Ильич, 1-й секретарь Тайшетского городского комитета КПСС

     Среди всех их прежде   надо назвать Управление «Ангарстрой», это главная повитуха, все остальные у нее были на подхвате, так сказать.

     

У нашего зачатого и в конце концов законнорожденного дитя было еще много нянек, помощниц повивальной бабки , отгонявших нечистые силы от стремившего родиться дитя,  — горком КПСС и Совет народных депутатов,  штаб ЦК ВЛКСМ,  горком ВЛКСМ, Народный контроль,   с 1976 г. еще и  Дирекция строительства комбината, весьма важная, но всеми обидно забытая организация.

     Немного из истории  славной строительной организации «Ангарстрой», сделавшей очень много хорошего для развития нашего города и района. 13 августа 1951 г. было объявлено об окончании строительства железной дороги  Тайшет  — Усть-Кут, так называемого Западного  участка  Байкало-Амурской магистрали. Строительство его, наряду с другими управлениями строительства и лагерей МВД, вело и  в конце концов  заканчивало     Управление Ангарского лагерно-строительного комплекса МВД СССР. Комплекс — потому что  руководило строительством и одновременно Ангарлагом, крупным исправительно – трудовым лагерем. (Ангарский ИТЛ). Заключенные этого лагеря были главной рабочей силой на строительстве железной дороги. В 1953 г. начнется ликвидация Главного управления лагерей МВД СССР и исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). В марте 1953 г. по решению правительства СССР Управление Ангарстроя, принадлежавшее МВД  СССР, было передано в состав Главного управления железнодорожного строительства Сибири и Дальнего Востока МПС СССР, а исправительно-трудовой лагерь «Ангарлаг» —  из МВД в подчинение МЮ СССР.   Так появилось гражданское

Бабенко Александр Васильевич , председатель Тайшетского городского исполнительного комитета Совета народных депутатов, 1975-1982 гг.

Управление «Ангарстрой». Строительные  работы на западном участке БАМа, после объявлении о завершении его строительства, не закончились. Вновь создается управление «Ангарстрой», рабочей силой которого будут уже не заключенные, а вольнонаёмные граждане, заканчивали стройку: переносили дорогу за территорию будущего Братского моря, то есть за зону затопления от строящейся Братской ГЭС. Дорогу надо было довести до требуемых технических норм и передать Министерству путей сообщения СССР. Это произойдёт только  в  декабре 1958 г.  

     В августе 1954 г. управление Ангарского строительства («Ангарстрой») Главного управления железнодорожного строительства Востока и Сибири было переподчинено Министерству транспортного строительства (Минтрансстрой). В июле 1957 г. Главное управление железнодорожного строительства Минтранстроя СССР, к которому относилось управление Ангарского строительства «Ангарстрой», стало называться Главным управлением строительства ж/д  на Урале и в Сибири, без упоминания «Востока».  И, наконец, с марта 1963 г. по 1964 г. Главное управление строительства железных дорог Минтрансстроя было передано государственному производственному Комитету по транспортному строительству СССР.  Таким образом, Ангарстрой   сначала был создан как строительная организация НКВД-МВД, где основной рабочей силой были заключенные и   вольнонаемные граждане (   около 15 % от общей численности рабочей силы Управления). В 1953 г. Ангарстрой превратился в обычную строительную организацию Министерства транспортного строительства СССР.   Строительные подразделения этого Управления  вели работы и в г.Тайшете. Первой строительной организацией здесь, входящей в состав Ангарстроя,  стал прорабский участок, превратившееся затем в строительное управление № 21 (СУ -21).  

      

Левин Виктор Владимирович, председатель городского исполнительного комитета Совета народных депутатов, 1988-1991 г (?)

В течение четверти века СУ-21 был единственным строительным коллективом, сыгравший решающую роль в развитии Тайшета. Так что в годы 6-й пятилетки (1956-1960 гг.) развития народного хозяйства СССР,   г.Тайшет и Тайшетский район получили первую, мощную строительную организацию  строительную отрасль,  способные сооружать крупные ПГС объекты, так формировалась строительная отрасль нашей экономики.  

  Основополагающее решение о строительстве базы стройиндустрии в г.Тайшете   —    это Постановление   ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года №  561. Оно имело несколько приложений, в т.ч. N3   —  «Перечень объектов производственной базы строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ — Тында — Беркакит». В нем , помимо  перечня обязательных к возведению   разных объектов в разных городах — Шимановск, Курган, Усть-Кут, Нижнеудинск и др., есть строки    нас интересующие  — построить в 1975 -1977 гг. комплекс  предприятий строительной индустрии в Тайшете. Обратите внимание на время отведенное на строительство — три года! Именно так должны рождаться монстры — быстро и в мучениях, но наш появлялся на свет долго и в мучениях, прикрываемые разными хвалебными газетными статьями и лозунгами.


Агеев Василий Васильевич, председатель Тайшетского городского исполнительного комитета Совета народных депутатов 1982-1988 гг.

     Как    строили ТКСИ  выясним по   статьям  районной газеты «Заря коммунизма», орган партийно-советской власти в Тайшетском районе. Почему по газетным материалам? Потому что иного источника сведений об этой строительной эпопее [2] у нас нет, как бы это странно не звучало. Есть, например, архивные документы , но это лишь бухгалтерские книги начисления заработной платы рабочим , служащим и инженерно-техническим работникам того или иного строительно-монтажного поезда, строивших комбинат. В эти книги мы тоже заглянем. Интересно же считать чужие деньги…

    Еще есть протоколы партийно-советских собраний, пленумов, сессий, их тоже можно прочесть  в соответствующих им по времени  номерах газеты «Заря коммунизма».

   Так что, этой районной малотиражки, как исторического письменного источника      для восстановления общей картины хода строительства. Вполне   достаточно нам этого   ретроспективного и довольно репрезентативного родника информации.

    Газетные статьи   хороши еще и    наличием   имен  строителей и свидетельств    трудового героизма,   забытыми тайшетцами биографиями,         передающие дух того времени, картину советско-партийной бюрократии и  канцеляризма, от которого так сложно избавиться по сей день.    

    В газетах можно найти и фантастические картины славного будущего Тайшета   приближающегося именно сооружением ТКСИ и всей тайшетской бамовской стройкой.    Директор  Дирекции Стройкомбината Букович  Анатолий Лаврентьевич     малевал эту картину яркими и широкими мазками: » Скоро город изменится: он будет  с прекрасными жилыми микрорайонами на 5800 жителей, проспектами, хорошими культурно-бытовыми комплексами,   хорошей библиотекой, школой на 1176 учеников, плавательным бассейном,  базой отдыха, пионерлагерем, столовая на 400 мест, общежитием на 720 жителей, детсадом, молочной кухней, парикмахерской, сберкассой, почтовым отделением, прачечным пунктом, аптекой, несколькими магазинами, двумя детскими комбинатами; вредное производство перлита не помешает городу, будут хорошие бытовые условия для рабочих,  озеленена будет вся территория ТКСИ, асфальт дорожки,  здравпункт, спортплощадки, озеленим 25.6 % территории комплекса» .[3] Многое из этого осуществилось, сбылось.Говорят, Дирекция строительства ТКСИ размещалась вроде бы где то в районе автобусной остановки  «Госбанк». 

Поселок сборно-щитовых домов СМП — 579 , конец 70-х годов ХХ в.

       Что же входило в комплекс стройиндустрии по Постановлению ЦК КПСС и СовМина СССР:

1. завод железобетонных конструкций для строительства жилых и служебно-технических полносборных зданий мощностью 140 тыс. куб. метров в год;

2. производства керамзита — 200 тыс. куб в год

3. производство перлита — 50 тыс. куб в год

4. производство минераловатных плит повышенной жесткости — 200 тыс.куб в год

5. цех по изготовлению сантехнических и электромонтажных заготовок и закладных деталей — на 800 тыс. руб в год

6. завод по ремонту дорожно-строительных машин — 7.5 млн. руб капвложений

7. цех по изготовлению битумно-перлитовой изоляции для бесканальной прокладки теплосети — 500 тыс. погонных метров в год. Об этом цехе позже не будет упоминаний. Например, в 1982 г. на сессии городского Совета народных депутатов в январе 1982 г. В докладе председателя плановой комиссии он не был назван. 

     Комплекс стройиндустрии  — это 139 строительных объектов. 

   Как определялась плановая  стоимость  этого железобетонного монстра[4], в смысле необычного для Тайшета промышленного объекта  стройиндустрии? Одно дело капитальные вложения, объемы их назывались чуть ли не в каждом втором-третьем  номере  районной газете «Заря коммунизма» в начиная с 1975  г.  Газета эта была рупором, идейно — организационно — мобилизующим органом местных партийно-советских органов власти — районного и городского комитетов КПСС и районного и городского Советов народных депутатов. Потому-то редакция газеты неустанно публиковала материалы разной формы о строительных делах в главном своем разделе — «БАМ — стройка века», украшая номера своей газеты всякими броскими  слоганами, вроде как «60-летию Октября — 60 ударных недель!», «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!», «

   Для выполнение всего что указано в Постановлении требовалось построить еще многих сопутствующих объектов, например, ж/д ветку от станции «Акульшет» до станции «Стройиндустрия», жильё, инженерных и прочих сетей. Важной задачей было создание собственной промышленно-производственной базы и жилого поселка для строителей с социо-культурными учреждениями.

    Подобный комплекс стройиндустрии планировалось построить и на станции    Шимоновская   Амурской области. В Нижнеудинске следовало посторить комплекс предприятий по производству древесноволокнистых плит, асбестоцементных плит, декоративной поливинилхлоридной пленки и др.

    Для взаимодействия строителей , оказания им помощи , для контроля строительства и установки оборудования  в Тайшете была организована  Дирекция строительства комбината.

                                                            Лиха беда начало

    

Фомич Владимир Никифорович, директор СМП — 579 , затем директор ТКСИ

Для строительство комплекса в Тайшете,  в соответствии с  приказом министра транспортного строительства СССР от 22.01.1975 г. предстояло  сформировать строительно — монтажный поезд. Это было сделано к 1 июля 1975 г. —   СМП-579 , директор Фомич Владимир Никифорович. Поезд  был  самым молодым строительным коллективом в Управлении «Ангарстрой», в Тайшете, это точно. Он   формировался из людей, большей частью молодежи, приехавших по комсомольско-молодежным путевкам и без из самых разных уголков страны — Киев, Днепропетровск, Ростов, Харьков, Полтава, Одесса, Грузия, Армения, Азербайджан и городов Иркутской области, например, из Нижнеудинска выпускники профтехучилищ, демобилизованных из Советской армии. Тайшет пережил миграционный процесс подобную переселения крестьян по столыпинской аграрной реформе в 1906-1910 гг. Это было положительное во всех отношениях явление.  Населения Тайшета с 1970 г. по 1989 г. , практически за 20 лет, выросла с 34.2 тыс. до 42.3 тыс. человек (рост на более чем на 8 тыс), и продолжало расти до 1992 г., затем начнется сокращение населения, продолжающегося по сей день — сегодня всего 33.3 тыс. тайшетцев. За этими цифрами — судьбы людей.    Это было мощное вливание людской энергии в застоявшееся тайшетское общество.

    Перед молодым коллективом строителей стояли амбициозные планы, которые не знал Тайшет за все годы своего существования. В 1976 г. численность трудового коллектива СМП должна была быть 3 — 3.5 тыс.человек. За три года предстояло осуществить строительно-монтажные работы на 76 млн. рублей.  

    Уже во второй половине  1975 г. СМП-579 Управления «Ангарстрой» Главбамстроя СССР  предстояло освоить 1,2 млн.рублей капвложений, деньги инвестированные в   два 100-квартирных  панельных дома, 70-квартирный дом для работников РМЗ, 80- квартирный дом, ацетиленовую станцию [5], склады карбида для РМЗ, построить 10 км дороги от Синякино до Верхнего Ужета. В распоряжение строителей прибывает техника из Германии и Японии : Магирусы, КАТО, Катерпиллеры из США. Тайшетцы впервые увидели такую дорожно-строительную, автомобильную технику, и не без основания были восхищены.   

     Осуществить все эти работы мог многочисленный коллектив, поезд формировался с нуля. Для его работников  сооружался поселок сборно-щитовых домов и котельная, промбаза на пустыре против будущего сталелитейного цеха РМЗ. С июня 1975 г. по январь 1976 г.   было собрано 14 щитовых временных жилых домов, для которых возводилась котельная, клуб строителей. Поселок строили рабочие  прорабского участка №1 Калашникова А.Г. , бригады  Асачего М.А. , Антонова Ю.М.

   Самая главная задача СМП-579 — строительство комплекса стройиндустрии (будущий ТКСИ) и завода по ремонту дорожно-строительной техники (будущий ЗРДСМ). 

   СМП-579 успешно справлялся в заданиями первого года строительства базы стройиндустрии, несмотря на множество проблем. Новосибирский «Сибгипротранс» задерживал проектную документацию , несвоевременно решались вопросы выделения земель под стройку. План 1975 г. был выполнен на 124 %, выработка на каждого рабочего составила 146%,  прибыль составила 10 тыс.рублей. Отличалась трудовым энтузиазмом  строители — Николай Шевченко, Антонина Кремса, Саша Самойленко,  Виктор Бершатский, Володя Кремса, Саша Бойко, Люда Карачева, Тамара Филоненко, Света Страхов. Хорошо работали бригады Кухарука В.И., Петышко Д.П., Антонова Ю.М., Асачева М.А., бульдозерист Абросимов Н.А., Дронов И.Т., Попов, экскаваторщики Займидорога В. и Пыпа В., Селиванов, строители Виктор Шайдевич, Владимир Окулов, Люда Решетняк , прибывшие кто из Харькова, кто из армии.. Хорошими руководителями показали себя   мастер Муха А.М., гл. инженер Лысов В.П.,  (январь 1976 г.) старший прораб Калашников А.Г. (январь 1976 г.), прораб Шалаев Л.А (август 1976 г.). Успешно работали на вывозке грунта нулевого цикла водители автобазы №3, возглавляемой Попандопуло Ф.Д., мехколонна №126 во главе с Ан Ю.П.,  

   В январе 1976 г. активно велись земляные работы по подготовке площадки под объекты комбината — нулевые циклы на 120 га полей  совхоза «Тайшетский».  Только на первых парах предстояло вывезти свыше 1.5 млн.  кубов грунта и плодородной земли. Стоит отметить, что отведенное под комбинат место было низинным, здесь близки к поверхности грунтовые воды. Это даст о себе знать при сооружении крупных объектов комбината.

     

Попандопуло Ф.Д.

Началось непосредственное сооружение  базы стройиндустрии, на что постановлением ЦК КПСС было отведено  нереально мало времени.  Вот и трудились строители 579-го поезда старательно и быстро, якобы стремясь достойно встретить в феврале 25 съезд КПСС . Надо сказать, партийно-советские органы не скупились на идеологические броские лозунги. Смыл их практически никогда не совпадал с реальностью жизни. Чего стоит лозунг — «БАМ — стройка века!»,  который отражал не только размах стройки, но соответствие технологии и качества строительных работ достижениям времени. На практике с технологиями зачатую было все наоборот.

    Пока же , в начале стройки ставшей вскоре долгостроем, экскаваторы и бульдозера, грузовики и люди работали на площадке будущего   Тайшетского комбината строительной индустрии  в две смены,  вынуждено применяя примитивный  способ разработки   мерзлого грунта (1-й квартал 1976 г.) и вывозя выдолбленный клин-бабой [6] грунт за 14 км. План по генподряду был выполнен коллективом СМП- 579  на 103,8%,  при обеспеченности поезда рабочей силой на 74.8 %,   требовалось еще 650 человек рабочих профессий. Несмотря на временные и частные  успехи начались отставания по выполнению планов по строительству объектов по генплану и договорным работам. Например, перед дирекцией завода по ремонту дорожно-строительных машин и ремонтно-механического завода по титулу   треста Дорстроймашины.

     РМЗ (ремонтно-механический завод) не стоял в стороне от сооружения БАМа в ходе строительства ЗРДСМ (завод по ремонту дорожно-строительных работ, это новый завод в заводе). Для Шимановского комбината в декабре 1975 г. осваивали совершенно новую   продукцию — подъемно-передаточное устройство. Обычной стала для коллектива РМЗ  работа по ремонту строительной техники — экскаваторы, автомашины, автоскреперы, по 60 единиц техники в квартал возвращали заводчане к жизни. При РМЗ неотлучно находился представитель треста «Сибстроймеханизация» Яковлев А., следивший за выполнением планов по ремонту техники для БАМа.

     В районной газете «Заря коммунизма» публиковали статьи об успехах в соцсоревновании, о достойной встрече очередного съезда КПСС или какого-нибудь замечательного советского праздника с призывами что-то сделать лучше и достойно встретить.   

    Между тем начались проблемы с трудовыми кадрами СМП-579.  Посланцы комсомола Кемеровского ГПТУ через короткое время в августе 1976 г покинули стройку  столкнувшись с трудностями. Что можно было ожидать от этих юнцов, оторванных от родительского дома!?  Но уезжали, столкнувшись с бытовыми трудностями, и взрослые работяги.

     Несколько слов еще об одной тайшетской цитадели БАМа. На территории Тайшетского РМЗ началось строительство корпуса дорожно-строительных машин (стоимость 36 млн.рублей), но участились  сбои в поставках бетона; прокладывались подъездные пути к заводу, к блоку не отапливаемых  складов . Здесь трудились бригады Кухарука В.И. (приехал из Киева вместе с женой Татьяной Степановной), Петышко Д.П., Будаша Н.Ф. Здесь работала молодежь из Украины, 60  демобилизованных из СА парней.    Газета пестрела сообщениями о желании работать на БАМе учащихся Тайшетского ГПТУ — 21: Куликова С., будущий повар,    говорила о стремлении вложить частицу своего труда в строительство магистрали.

   Однако нас интересуют дела на сооружении объектов комбината стройиндустрии. Большие работы велись на прокладке подъездных путей к площадке строящегося комбината, на укладке  вторых ж/д путей БАМа от ст.Тайшет до ст. Акульшет с множеством искусственных сооружений, которые предстояло соорудить бригаде Смирнова А.Е. (Николаева Е.З., Галенко К.И., Куприянова В.Н., Шалаева А.С. и многие другие). 

    Был  выкопан котлован под склады готовой продукции и вбиты сваи, с июля шла укладка  подъездной жд ветка до моста через р.Акульшетку и на 1977 г. планировалось открыть движение рабочих поездов от ст.Акульшет до ст. Стройиндустрия. Со строительной площадки было вывезено огромное количество плодородного слоя земли с площади 120 га на поля совхоза «Тайшетский» с помощью автоколонны №3. Вывозке подлежало  480 тыс кубов грунта, а для планировки площадки переместить один млн. кубов.  Было выполнено работ на сумму 2.6 млн рублей из плановых 2.3 млн. Для ведения  работ на этой строительной площадке был создан мастерский  участок во главе с Мухой Александром Михайловичем. На 1977 г. планировалось — открыть движение поездов к комбинату, склад готовой продукции, подстанцию, 100-квартирный дом для Тайшета и задел под дом для комбината стройиндустрии. Стоимость предстоящих работ оценивалось в 5 млн рублей.

       В ноябре 1976 г. на бюро Тайшетского ГК КПСС был заслушан вопрос «О мерах по ускорению темпов строительства комплекса предприятий стройиндустрии БАМа»в присутствии заместителя начальника Ангарстроя Эдельштейна А.И.,  отчитывались начальники СМП-586   Рудковский Б.Н. и СМП-579  Фомич В.Н.

     Как видим,  ход строительства ТКСИ, практически через год после принятия Постановления ЦК КПСС и СовМина СССР, стал неудовлетворительным несмотря на промежуточные успехи. Вопрос на бюро ГК КПСС не был случайным, дела стали вызывать тревогу у партийно-советской власти города Тайшета.

    В постановлении ЦК и Совмина СССР о строительстве комбината, как мы помним, завершение работ определялся 1977 годом, а на календаре был уже   ноябрь 1976 г.

     Так в чем же были проблемы строительства, что тревожило горком КПСС и городской Совет народных депутатов, руководство Ангарстроя:

—   у  строителей  не было технических проектов и работы велись по рабочим чертежам и это привело к прекращению финансирования строящихся объектов до середины сентября  1976 года, нужная документация поступила   только в ноябре;

— бюро отметило низкое качество проектно-сметной документации ; из-за её отсутствия произошла  задержка  заказов на  необходимые железобетонный изделия и материалы, следовательно, нет своевременного их поступление к тайшетским строителям;

— была отмечена слабая организация труда внутри строительных подразделений, недостаточная связь их с заказчиками и подрядными организациями;

— не контролируются  и не выполняются договорные обязательства строителей и заказчиков, субподрядчиков, пусть даже формально  составленные;

— неудовлетворительно использовалась строительная техника и механизмы; коэффициент   использования был крайне низким, особенно подъемных кранов и экскаваторов;

—  недостаточно проводилась работа по подготовке кадров, не хватало квалифицированных рабочих, трудовая дисциплина в поездах была очень низкой — так отметило бюро ГК КПСС за 9 месяцев 1976 г. в СМП-579 было допущено 90 прогулов, 46 человек самовольно оставили производство;

— недостаточно хорошо работали пострайкомы (профсоюзные комитеты) , партийные организации поездов СМП — 579 и СМП-586, соцсоревнование было организовано формально.

    Огромное количество замечаний! И удивительно, как все строилось то!?

    Бюро ГК КПСС обязало всех руководителей исправить положение.

    Как бы там ни было СМП-579 в 1975, 1976 годы построил много объектов: 20 общежитий, столовую,  детсад-ясли, спорткомплекс, 70-квартирный жилой дом, возводились объекты стройиндустрии и ЗРДСМ. Однако, главные объекты в 1976 г так и не были завершены.

    Следует отметить, что в приложении №3 к Постановлению  о строительстве БАМА  задача строительства жилых домов и соц-бытобъектов в Тайшете не прописана. Они оговаривались в  иных решениях, или в другом разделе плана капитальных вложений в строительство комбината. Газетные материалы не говорят об усилиях городской власти получить деньги на непроизводственное строительство. ГК КПСС и Горисполком , надо им отдать должное, больше внимание уделяли строительству жилья и объектов соц-культыба. Читая газетные материалы складывается впечатление, что комбинат стройиндустрии интересовал городские власти как счастье свалившееся сверху строить город! И ведь в конце концов жизнь подтвердила дальновидность отцов города — комбината нет , а микрорайоны жилых домов есть. Если посмотреть сколько многоквартирных благоустроенных домов на учете у разных управляющих компаний сейчас, то окажется — их 62, построенных в период 1970 — 1989 гг. А это время сооружения тайшетской цитадели БАМа, вот и вернемся в те дни.

   Итак, что же происходило на строительной площадке комбината стройиндустрии? ведь 1977 г — время окончания строительства согласно Постановления ЦК КПСС и СовМина СССР. 

(Продолжение следует)


[1] Монстр —  тот, кто (или то, что) выделяется, поражает своей необычностью, своими особыми свойствами, своим устройством и т. д. 

[2] Эпопея — в переносном смысле: сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

[3] Кулеш В. Тайшетский комплекс. Интервью //Заря коммунизма, 20.06.1980 г.

[4] Монстр — тот, кто (или то, что) выделяется, поражает своей необычностью, своими особыми свойствами, своим устройством и т. д

[5] Ацетиленовые станции и генераторы предназначены для производства ацетилена из карбида кальция. Ацетиленовые станции состоят из нескольких генераторных установок и применяются для централизованного снабжения газообразным ацетиленом участков газопламенной обработки металлов. Ацетилен — газ, применяется для газовой сварки и резки металлов, как источник очень яркого, белого света в автономных светильниках, где он получается реакцией карбида кальция и воды (см. карбидная лампа), в производстве взрывчатых веществ , для получения уксусной кислотыэтилового спиртарастворителейпластических масскаучукаароматических углеводородов. для получения технического углерода в атомно-абсорбционной спектрофотометрии при пламенной атомизации, в ракетных двигателях (вместе с аммиаком)

[6] Клин — баба —  тяжелый металлический земснаряд, заостренный и умеющий дополнительные острые зулья для рыхления твердого или мерзлого грунта. Поднимается на высоту стрелы подъемного крана и опускается в свободном падении, дробя грунт своей массой.

 1,266 всего просмотров,  4 просмотров сегодня

Добавить комментарий