Богданов — Бельский Н.П. У дверей школы. 1897 г.

Начало учебного года в с.Бирюса  2019 г. (фото ИА Тайшет 24)

   В ознаменование этого важного события — начало учебного года в школах России, совершим небольшой экскурс в историю школьного образования Тайшетского района. Для этого воспользуемся текстом незаконченного краеведческого исследования Лавреневой Наташи , ученицы СОШ-85, ныне студентка). 

      Когда же возникли первые школы нашего района?

    По данным памятных книг Енисейской губернии удалось выяснить, что первая школа якобы появилась в 1865 году в селе Конторском Тинской волости, но есть косвенные сведения, что она  существовала уже  в 1863 г., то есть 156 лет назад. Вероятно, это и есть начало истории Тайшетской   системы общего образования.

    Что мы знаем об этой школе? Во-первых, это была церковно-приходская школа, в которой училось 17 крестьянских мальчиков, девочек-школьниц не было. И не потому, что было раздельное обучение, а потому, что крестьяне дочерей  неохотно отдавали на учебу в школы.

    Имеются сведение и о первых учителях. В 1865-1866 г – наставником школы был священник Василий Иванович Фениксов, учивший детей Закону божьему, а учителем работал Тимофей Миронович Подкопаев.

      Что значит церковно-приходская школа? Но прежде скажу, что такое школа вообще — это учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения. Школы подразделяются на типы и виды, о которых скажу ниже.

    Так вот церковно-приходская школа – это, во-первых, учебное заведение, во –вторых, это  начальные школы,  в-третьих, создаваемые и руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века.  В 1721 г. Петр-1 распорядился   учреждать всесословные училища при архиерейских (Архиерей — общее название для священнослужителей высшей (третьей ступени) христианской      церковной иерархии: епископов, архиепископов)    домах,  официальных резиденциях епископов, архиепископов или митрополитов,  и при  монастырях.

    С 1864 г. такие школы были переданы в ведение Синода (высший орган по делам Русской православной церкви, учрежденный Петром I вместо упраздненного им патриаршества).   и открывались при церковных приходах со сроком обучения от 3-х до 5-ти  лет преимущественно в сельской местности.

     Исследуя начальный период истории народного образования Тайшетского района было важно найти источники сведений. Ими стали памятные книжки Енисейской и Иркутской губерний.

    По этим книгам удалось выяснить, что за период с 1865-1917 год в Невонской, Конторской, Шелаевской, Тайшетской, Червянской, Алзамайской, Тинской волостях было создано всего 34 школы на 250  населенных пунктов    .Первые  школы открывались при приходах и потому назывались  церковно-приходскими,  а с точки зрения объема и содержания знаний они были начальными училищами,   Цель таких школ  —  утверждать в народе православную веру  и христианскую нравственность христианской, давать детям первоначальные полезные научные знания. По Правилам о церковно-приходских школах   1884 года,  такие школы были  одноклассными с двухлетним и двухклассными с четырехлетним курсом обучения.

В них преподавались:   1) закон божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис (книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов); 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В  двухклассных школах преподавались начальные сведения из истории церкви и государства. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвою. Учительские должности в церковно-приходских школах замещаются преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющие звание учителя начального народного училища, пользуются всеми правами, сему званию предоставленными. Проводились испытания (экзамен)  оканчивающих курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих права на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, Сроки действительной военной службы сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до 3 лет – городскую школу, до полутора лет – для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно («вольноопределяющийся»), сроки службы сокращались вдвое.  

       В сельской местности создавались только начальные народные школы/училища.      По Положению  о начальных народных училищах (1874 г.)   к ним относились:
1) училища Ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.

2) Ведомства министерства народного просвещения:

а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частью на счет казны и пожертвований частных лиц, и

 б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.
3) Других ведомств: сельские училища разных наименований, содержавшиеся  за счет общественных сумм.

4) Все общие воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

   

Позднее в России появляются земские школы, то есть школы созданные и содержащиеся за счет земств, но в Сибири земств не было, их начали создавать после февраля 1917 г., этот процесс прервала октябрьская революция в России.

    По имеющимся у нас сведениям,   в Тайшете школа появилась в ходе  строительством Средне –Сибирской железной дороги от Красноярска до Иркутска, станции Тайшет и поселка при нем. Есть косвенные сведения о том, что здание школы имелось уже в 1903 г., была ли открыта сама школа – неизвестно. Таким образом , сказать какой  по счету для Тайшета учебный год, сказать не можем. Будем думать, что 1897 или 1899 г. В брошюре «2431 верста. Из истории строительства станции и поселка Тайшет» имеется схема станции на 1903 г.и поселка,  на которой обозначено здание школы на южной стороне Тайшета. На схеме станции Тайшет на 1916 г. здание школы  находится уже на северной стороне,  на будущей улице Транспортной, вблизи вокзала, там где сейчас расположена школа №14.

     

Есть довольно подробные сведения  о Тайшетской  школе на 1909 год. Называлась школа – училищем. Была открыта 25 марта 1900 г. Может быть, на слайде фотография учащихся именно этой школы.

     Школа эта была ведомственной, принадлежала МПС, подчинялась Иркутской дирекции Управления учебными заведениями Восточной Сибири Томской железной дороги. На 1 января 1909 г. имелось 2 класса и 179 учащихся из которых 113 мальчиков и 66 девочек. Большинство мальчишки в возрасте от 8 до 12 лет, девчонки – 8-9 лет, и 11 лет. Это были дети мещан ( 33 ученика) , крестьян (133) ,  работников станции Тайшет, но учились в школе и посторонние, с других станций (143 ученика) . В школе работало 5 учителей (2 учителя мужчины)  Учителя не имели высшего образования, из мужчин закончили учительские семинарии — один, и он единственный имел звание учитель. У учителей женщин закончила гимназию одна, а звание учитель имели две из трех. Иногородние ученики получали квартирное довольствие – они  проживали на квартирах тайшетцев,  от 420 до 600 руб некоторые по 105 руб. В школе проводили разные мероприятии после уроков: публичные чтения с волшебным фонарем, было показано за год 103 картины. На каждом чтении в среднем присутствовало 115 человек – 110 учеников,  пятеро родителей .

Изобретение волшебного фонаря принадлежит голландскому учёному Христиану Гюйгенсу, а датский математик Томас Вальгенштайн стал первым популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы. Картины светового фонаря показывались в тёмной комнате, на белой стене или белом полотне. Волшебный фонарь помещался за экраном, так что зритель видел перед собой только экран, на котором появляются и исчезают разные картины, портреты и другие изображения. Аппарат для проекции изображений был распространён в 17-20 веках, а в 19 веке вошёл в повсеместный обиход. Явился значимым этапом в развитии кинематографа. Многие из нас помнят своё советское детство, когда смотрели мультики с помощью домашнего диапроектора, в основе которого принципы волшебного фонаря. В дальнейшем «Волшебный фонарь» стал этапом в истории развития кинематографа, прообразом современного проекционного оборудования.  Во второй половине 19 века в России волшебный фонарь стали использовать для «народных чтений с туманными картинками» В это время остро стоял вопрос о внешкольном образовании народа. Народным чтениям с волшебным фонарём отводилось первое место. Дело в том, что народные библиотеки-читальни, широко распространённые в то время имели ограниченное влияние на повышение грамотности деревенского населения. Грамотного   населения было очень мало. А вот «живая речь», с которой обращались учитель или священник к собравшемуся в школе народу была понятна и доступна каждому, особенно когда это «живое слово» сопровождалось картинами, демонстрирующими рассказ лектора.

  В  довоенный период (1917-1940 год) создание школ продолжалось. На 1929 год в Тайшетском районе на 137 населенных пунктов действовало 24 школы.  Всего лишь 17%  населенных пунктов имели школы. Среднее расстояние до школы — 12 верст. В Шиткинском районе было 18 школ на 91 населенный пункт  (всего лишь 18% населенных пунктов имели школы.) Среднее расстояние до школы-12 верст. Таким образом, школьное образование в те годы было доступно не всем.

   По разным источникам удалось составить таблицу сведений о школах тайшетской земли досоветского периода. Хорошо что сохранились имена первых учителей.

Сведения о школах на 1940 год

Приложение 1 таблица о школах

Loading