Краеведческие изыскания приводят к разным результатам: находишь принципиально новые материалы по истории Тайшетского района или наталкиваешься на какие-то факты, ранее известные, но уже забытые. Или же, складывая «краеведческий пазл», получаешь какую-то совершенно новую картинку, иллюстрирующую прошлое, и обнаруживаешь какую-то, пусть не закономерность, но особенность. Особенности  сами по себе интересны, потому что единичны, много их не бывает.

В 2014 г.  с Рубцовым П., Фокиным С. (старшеклассники-краеведы СОШ № 85, ныне студенты) историю тайшетского авиатранспортной подотрасли,[1] и вдруг заметили, что с авиацией была связано жизнь многих тайшетцев. В Тайшете   довоенном  существовал аэродром для У-2; в 1935 г. тайшетцы и шиткинцы активно  собирали рубли и копейки   на постройку новых самолетов  гигантов,  взамен разбившегося многомоторного «Максима Горького»; немало  тайшетских выпускников школ  учились в авиационной школе техников в Иркутске, в небе над тайшетской землёй терпели катастрофу или совершали вынужденные посадки    самолеты  Иркутского авиазавода и АЛСИБа  во время  перелетов  на запад; выпускники железнодорожной средней школы №1 г.Тайшета Лев Бадин, Николай Курбатов, Виктор Глазков летали на трассе Аляска-Сибирь; Глазков В.Д. был экипаже самолета доставившего министра иностранных дел Громыко А.А. в Вашингтон для работы по созданию ООН; где-то почти рядом с ними, но на суше,  в 1943-1945 гг. Симоненко И.Ф. водил караваны барж Анадырского аэропорта  с топливом для аэродромов на трассе Уэлькаль-Краснорск; в годы Великой Отечественной войны геройски сражались летчики Пахотищев Н.Д., Брюханов С.С. Именами героев-летчиков названы в Тайшете микрорайон, улицы, в том числе и  в память о Расковой М, Осипенко П. Почти тысяча (точнее говоря, 974 человека в 1941 г.) работников  Бирюсинского лесозавода изготавливали  разные авиазготовки для авиазаводов в Иркутска, Новосибирска, спецукупорку для авиабомб  завода  в Сызрани… И после войны, до самых последних лет существования малой авиации в Тайшете и Нижнеудинске шли в лётные училища тайшетские парни. Бороздили в 50-80 гг ХХ в. тайшетское небо «аннушки», «кукурузники», а по американски «жеребята», по семи авиамаршрутам на радость жителям отдалённых северных и южных деревень и поселков района.

 И вот, обнаружился очередная факт, иллюстрирующий необычность тайшетского неба и нашу короткую память, парадоксальность развития краеведения (рукоплещем новому и   не храним старое доброе). Все произошло случайно. Хотя несколько случайностей это уже закономерность. В данном случае закономерный результат краеведческих поисков. Так вот, буквально вчера (30 ноября) с учениками-краеведами перелистывали номера районной газеты «Сталинский путь» за 1955 г. и наткнулись на статью  Чуркина Л. «Тайшет сегодня» в   которой автор пишет: «Город дал стране таких известных людей, как Водопьянов, Антонов, Кублицкий…».[2] Не знаменитый ли это полярный летчик   Водопьянов? Остальное было, как говорится, дело техники…Интернет подтвердил – да, тот самый!  Вот на радостях-то и делимся с читателями «Тайшет 24 новости» быстро собранной информацией об этом замечательном человеке. Читайте и удивляйтесь с нами.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ


[1] Рубцов П., Фокин В. Из истории гражданской авиации Тайшетского района //Брошюра №9 серии «Тайшет- город, рожденный Транссибом», Тайшет, 2014, С.34.

[2] Чуркин Л. Тайшет сегодня// Сталинский путь,  1955 г., № 13.

Loading