Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей ЦТР и ГО «Радуга»

XV  районная краеведческая научно-практическая конференция школьников «Край тайги, легенд и песен» имени К.Д. Янковского

Научно – исследовательская работа по краеведению

Секция 6: Литературное краеведение.

«Творческие люди (писатели, поэты) о моём селе, городе, крае».

Тема: « Открываю для себя людей».

(О стихах односельчанина Н.Д. Скоскина)

Исследовательская работа ученицы 10 класса

МКОУ Николаевская СОШ

Карань Виктории.

Руководитель Малиевская Светлана Николаевна,

МКОУ Николаевская СОШ

учитель истории и обществознания

665070 Николаевка, Тайшетского района,

Иркутской обл., ул. Ленина, 2.

Т: 89501362584

E – mail: romahka220755@gmail.com

2014 г.

  В сельской библиотеке хранятся листочки с черновыми вариантами стихов моего земляка Скоскина Николая Дмитриевича.    У заведующей клубом Агаповой Валентины Владимировны  есть сборник стихов, опубликованных в МУП «Полиграфист»  г. Тайшет в 2010 году под названием «Живи, Тайшетская земля!» со стихами и Николая Дмитриевича.  Сборник этот посвящён 85-летию Тайшетского района.

Сборник стихов, в котором опубликованы стихи Д.Н. Скоскина.
Николай Дмитриевич Скоскин среди родственников (первый ряд, первый слева)

Поэтому целью моего исследования  стало желание выяснить, как  творчество поэта  Н. Скоскина  связано  с родным мне краем.

  Для этого встали следующие задачи:
1.  познакомиться с  фактами из жизни и творчества   земляка;
2. определить связь литературы с жизнью; увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия;

3. узнать, почему  листки со стихами Н. Скоскина хранятся у моих односельчан, но не опубликовывались при жизни автора.

Объект исследования:  Жизнь Н.Д. Скоскина; опубликованные стихи и

неопубликованные рукописи стихов Н.Д. Скоскина, семейные реликвии родственников, собранный при встрече и телефонных разговорах материал.

Предметом изучения являются факты биографии, отображённые в творчестве земляка.  

Практическая ценность заключается в том, что собранный и систематизированный  материал  пополнит школьный краеведческий фонд, который могут использовать обучающиеся в своих творческих работах.      

        Данная работа  пропагандирует  сохранение  традиций и ценностей сельского сообщества, формирует  сохранность исторической памяти. Материал можно использовать на внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях по изучению истории Тайшетского района периода перестройки.

Актуальность  моей работы заключается в том, во-первых, что привлекается внимание общественности к проблемам, обозначенным в стихах; во-вторых,  что через строки стихов формируется уважение к людям физического и творческого труда,  посвятившим себя  процветанию своего родного края.

Отсутствие изученности этого вопроса обусловливает новизну данной работы.  Новизна выполненной работы  заключается и в том, что тематика стихов впервые была конкретизирована  и дополнена примерами частного характера, примерами из жизни моих земляков, ставших прототипами стихов.

           Источники:

•          опубликованные и неопубликованные  стихи моего земляка;

•          воспоминания родственников и  односельчан;

•          электронные ресурсы.

Хронологические рамки исследования —  конец XX века, период перестройки в стране.    

Методы я использовала разнообразные: метод анализа; словесный; исследовательский; поисковый; исторический.

 Этапы исследования:
1. Подготовительный: моделирование исследования; беседа и опрос родственников1, друзей, прототипов стихов земляка; сбор и изучение необходимой литературы.

2. Исследовательская работа:  наблюдение, сравнение, описание, анализ документов и стихов поэта, встреч  и бесед  с односельчанами поэта,   воспоминаний друзей и близких о Н.Д. Скоскине.

3. Представление результатов исследования: презентация исследования — письменный творческий отчет о проведенных исследованиях;  электронная  презентация.

4. Оценка результатов исследовательской работы: анализ исследования, планы на будущее.

Практическая значимость: популяризация исторических знаний, содействие развитию литературному творчеству на селе. «Сибирская земля богата талантливыми людьми. Стань одним из них»…

Основная часть.

Н.Д. Скоскин

1 января 1950 года в с. Надежденка Тайшетского района  Иркутской области  родился Скоскин Николай Дмитриевич. Он был пятым ребёнком из шести. Отец, Михаил Иванович, 1910 года рождения, участник и инвалид Великой Отечественной войны  1941-1945гг, умер в 1967 году, когда  Николаю исполнилось 17 лет. Юноша становится единственным мужчиной в семье, старший брат ушёл из жизни ещё в 1932 году. Окончил восьмилетку, ПТУ… В Армии прослужил немного – комиссовали по состоянию здоровья.  Женился, два сына — Дмитрий и Александр. Став вальщиком в леспромхозе, он возглавил бригаду, хотя, как вспоминает экономист Прокипчук Антонина  Николаевна2, бригадирами назначали трактористов.   Николай Дмитриевич пользовался уважением за трудолюбие, ответственность, скромность.  Он пользовался огромным авторитетом за то, что мог сглаживать конфликты, возникающие в производственном  процессе. Находил подход к начальству, никому никогда не отказывал в помощи, ни с кем не ругался.  И ещё за то пользовался авторитетом, что обладал особенной способностью, отличающей его от других работников лесоучастка, он писал стихи. Свалит дерево, сядет на спиленное дерево – и стих готов.  Лучшими подругами для него были пила и ручка 3.   

_____________________________________________________________

 1. Приложение 1. Опросник

2. Приложение 2.Фотография корреспондента и респондента.

3. Из воспоминаний Прокипчук А.Н., экономиста на предприятии.

Жизнь Николая Дмитриевича оборвётся 30 июня 1997 года. Это был несчастный случай на деляне при заготовке леса.

Но остались стихи.

                                                 * * *

Никуда мне  от тебя не деться,

В звёздах затерявшееся  детство,

Край Тайшетский, сторона родная,

Славный островок земного рая.

Нас с тобой одна  судьба скрепляет,

Бог один в раздумьях окрыляет.

Где б я ни был – возвращаюсь снова,

Как журавлик к берегу родному.

* * *

Природа — это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая содержание его стихам, но и составляющая его художественный арсенал. Все здесь ему дорого, все восхищает глаз и волнует сердце, здесь не столько воспевается красота родной природы, сколько единение с ней с  детства. Природа — источником впечатлений и раздумий,  философский взгляд на мир.   Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («затерявшееся детство», « судьба скрепляет»), метафоры («край – островок  земного рая») сравнения («как журавлик»).

Те же нотки слышны и в  стихотворениях «Мой дом» и «Это наша Родина»:

В черёмухах дымных мой дом,

В рассветах из перламутра,

Будто сказочным  сном,

Окутан июньским утром.

И я попадаю в плен

Поэзии вдохновенья,

В струю больших перемен

И славных людских свершений.

Я счастлив, что здесь живу,

Что свет в моём доме ютится,

Во всём, как органа звук,

Души моей есть частица.

     И эпитет — «черёмухах дымных», и сравнение — «как органа звук», и метафора – «в рассветах из перламутра» делают стих  поэтичным и мелодичным. Нотка сопричастности к большим переменам в стране и  людским свершениям звучит здесь,  как органная музыка слышится во всём, что окружает его. Строки не датированы, но перемены в сознании людей  уже на поверхности, автор попадает в плен не только поэзии вдохновенья, но и  «в струю больших перемен». И всё же, на мой взгляд, стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы.

«Это наша Родина»

Не бывать нам в турецкой Анталии,

Ни в Мальорке,

Ни на Багамах.

Мы простые люди сибирские,

И у нас другая программа.

Нам Бирюса зарёй прописана

И лицензию солнышко выдало,
И осыпали ветры, как бисером,

Нас волшебными красными рябинами.

Ранним утром шагаем мы счастливо

По живым серебристым росинкам,

И сердца красотою лучатся –

Это наша родная Россия.    

Сколько трепетной любви к отчему краю! Только четыре  стихотворения были опубликованы в сборнике. Но  в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. По «программе» сибиряка надо  сохранить самобытность  родной России, родной сибирской природы с красными рябинами, с серебристыми росинками, ведь нам «Бирюса зарёй прописана»!  А тут – перестройка….

История любого края составляет неотъмленную часть истории всей страны.   Поэтому на местных примерах раскрываются и некоторые общие закономерности исторического процесса.  «Перестройка» — это рукопись или черновик, неопубликованный материал. Трудно сказать, собирался ли автор публиковать свои работы. Этой информацией мы не располагаем.

Что такое перестройка?

Политический процесс….

Обещает перестройка

Фантастический процесс.

Тот, кто понял перестройку,

Под Горбача ведёт подстройку.

Перестройка на словах,

Не в работе, не в делах.

Если честно, на мой взгляд,

Перестройке я не рад.

Может в крупных городах

Она доказана в делах,

Но у нас, в лесной дыре,

Перестройка не по мне.

Тайшетский лесокомбинат

Перестроиться бы рад,

Но дело в том, что Тайшетлес

В долги по уши залез,

А наш участок головной

Как всегда передовой.

Ну зачем нам комбинат,

Если тянет он назад?

И за наш ударный труд

Нам зарплату не дают,

Тянут месяц, тянут два, —

Таковы наши дела.

И в работе, и в быту

Вижу я одну тухту.

Если взять мой личный быт —

Не голодный и не сыт.

Чаю, сахару, конфет

В магазинах совсем нет….

Хотелось бы получше жить!

За деньги нечего купить….

Автор  сделал предметом своего изображения те вещи, которые  вряд ли можно  считать  поэтическими:  голод, долги предприятия перед работниками,  пустые прилавки магазинов.    Ведущим становится мотив народа – творца, народа-созидателя. «А наш участок головной  Как всегда передовой». Но автор видит «тухту» и  «в работе и в быту». Использована разговорная речь,  заимствовано слово из уголовного арго, где оно значило: «худая вещь, которую бросают».1

Солженицыным в «Архипелаге ГУЛаг» достаточно подробно и эмоционально описан принцип получения лагерной прибыли — с помощью так называемой «туфты» (у Солженицына — «тухта») — тотальной системы приписок, охватывающей абсолютно весь маршрут прохождения лагерного «изделия» (не важно, лес это или телевизор). Невыполнимая норма заставляет меньшую часть «мужиков» «упираться рогом», а большую часть — откровенно халтурить: недокручивать, недопиливать, недоклеивать. Бригадир, в свою очередь, должен «кроить» план: так, чтобы кое-что выпадало на лицевые счета неработающих — ему самому, кентам его и «блатным» (во всех смыслах). А уж начальник производства, этот краснопогонный вершитель судеб, уже распорядится «всем» — так сказать, в глобальном масштабе… Никто не будет обижен: дешевизна подневольного труда оправдает и покроет любую туфту, любой невыполненный план. 2

________________________________________________________________

1,2  (С. Потапов «Блатная музыка», 1927). http://drink.dax.ru/turma/turem_24.shtml:   

«Ну зачем нам комбинат,

Если тянет он назад?

И за наш ударный труд

Нам зарплату не дают,..».

  Слова, «Мне борьба мешает быть поэтом, мне поэзия мешает быть борцом», сказанные в отношении Некрасова, подходят, на мой взгляд, к творчеству Н.Д. Скоскина.   Поэт соединяет в своем творчестве гражданственность и лирику, создавая совершенно новые жанры и демонстрируя новые взгляды на окружающую действительность.

В стихотворениях «Подхалимаж» и «Дефицит» используются  слова с ярко выраженной экспрессивной, негативной, ироничной окраской.

Небольшой участок наш,

Но развит в нём подхалимаж.

На верхнем складе в заготовке леса

Достиг он небывалого процесса.

Кому-то техника – новьё,

Кому – то — ржавое ломьё

Кому-то лес,

Кому – то недорубы…

И в гневе кажется – повышибал бы виновникам зубы.

Завышенные нормы, таблицы высоки….

— Да где же справедливость?-

Твердят лишь мужики,-

— Неверно ведётся приёмка хлыстов:

По разделке всегда будет больше кубов.

Давайте же драться за правду свою!

Возьмёмся за тех, кто подложит свинью?

Давайте дружнее и крепче возьмём

И силы, и нервы свои напряжём.

Рванём мы сильнейшей рабочей рукой

Подхалимаж на участке мы вырвем с землёй!

_________________________________________________________________

«Дефицит»

В среду, в середине где-то дня,

Решил зайти в контору я.

Увидев на крыльце толкучку,

Подумал: дают аванс или получку.

Не упускать же такой шанс –

Урвать получку или аванс.

Когда в конторе я очутился,

То я безумно удивился,

И очумел как от удара:

В кабинете у Макара

Продаётся дефицит,

И вся контора там стоит.

Фельдшер – медик тоже там,

Это правда, видел сам.

Ведь нельзя же без неё продать обувь и тряпьё….

Быть ей в больнице у больных!

Да плюёт она на них.

Тоня там руководит:

Кому что нужно, к ней бежит.

Ну зачем же в эту пору

Дёрнул чёрт зайти в контору.

Я не сочту сказать за труд

Одни и те же всё берут.

Вот, к примеру, магазин не пропустят ни один,

В магазинах вечно трутся.

Деньги откуда – то берутся….

И с продуктами беда —

Не достаётся ни хрена.

Туго очень со спиртным-

Всё продаётся только им.

В магазинах продавцы

Тоже добрые дельцы.

Груз ещё не привезли –

Звонки в контору уж пошли:

Чтобы срочно подошли.

И берут всё без труда.

Продавцы для них всегда

Во всём готовы услужить,

Чтоб с конторой дружно жить.

Я, конечно, не инспектор,

Но написать могу в «Прожектор».

Не жалея своих сил

Могу двинуть в «Крокодил».

Может быть и в самом деле в пору

Серьёзно взяться за контору.

Вот сидят где бюрократы:

Денег воз, хоть нет зарплаты.

Если будет так хреново,

Просить буду Горбачёва.

Если поможет, буду рад

Разогнать весь комбинат.

Призыв к борьбе с социальными пороками слышен отчётливо в этих стихах. Одним из приёмов борьбы с коррупцией   в те времена было обращение в сатирический  журнал Крокодил». «Крокодил» основан в 1922 году, сначала как приложение к «Рабочей газете», и выпускался одновременно с большим количеством других сатирических журналов (например, «Заноза»

«Прожектор» и др.). В конце 20-х на собранные среди подписчиков журнала и его сотрудников средства был построен самолёт.

 Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами — разоблачениями бюрократовпьяницвзяточников,   халтурщиковстиляг, а также критикой некомпетентных руководителей среднего и низшего звена, но отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики, простираясь от обличений Льва Троцкого, шпионов и врагов народа до бичевания западногерманского реваншизма, американского империализма и его сателлитов, колониализма, НАТО и т. д. Вплоть до начала Перестройки сатира журнала сохраняла жёсткий характер, за минимальными исключениями.  В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться. С сентября 2001 года группой крокодильцев издавался журнал «Новый Крокодил» до августа 2004 года. Издание журнала возобновилось в Москве в 2006 году. Однако, рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, он не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году .1

      Исследователь советской политической системы М. С. Восленский 2

 указывал, что дефицит товаров народного потребления был закономерным явлением, связанным с недостаточным финансированием лёгкой промышленности (группа «Б»), из-за чрезмерных расходов на тяжёлую и военную промышленность (группа «А»). Только  есть тонкий момент, когда люди могут необъективно относится к реальности, в которой им приходится жить.   Дело в том, что для советской номенклатуры были введены (начиная с 20-х годов) привилегии в снабжении товарами и продуктами, в том числе дефицитными — так например,  спецрас-пределители («200-я секция ГУМа», магазин спецобслуживания на Кутузовском пр и тд. и тп.), «столы заказов» — и могли приобретать (нередко по многократно заниженной цене) недоступные для остального населения товары 2.

_____________________________________________________________

1,2  (С. Потапов «Блатная музыка», 1927). http://drink.dax.ru/turma/turem_24.shtml:   

3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

4.  http://www.banki.ru/wikiba .org./ М. С. Восленский

5. http://www.openclass.ru/dig-resource/45106

Творчество Н. Д. Скоскина немногочисленно: четыре опубликованных поэтических произведения о природе: «Мне никуда от тебя не деться»,  «Мой дом», «Солнце победит», «Это наша Родина» и несколько неопубликованных рукописей, бережно хранимые А.И.Зайцевой, хозяйкой сельской библиотеки.

Среди черновиков я обнаружила следующие стихи: «На смерть Брежнева», «Письмо другу», «Нос работает», «Новоселье» и уже рассмотренные мной «Подхалимаж», «Дефицит». Часть поэзии пронизана  нежностью, любовью и трогательной заботой о малой   Родине, другая часть – если и не борьба, то призыв к борьбе с бесправным положением простого трудового народа, коррупцией, «тухтой».    

            Не имея профессиональной подготовки, используя только самобытный талант, Николай Дмитриевич смог передать нам  красоту родного края, передать свои чувства любви и преданности малой Родине.  Используя художественные приёмы:  разговорную речь,   слова из уголовного арго,   слова с ярко выраженной экспрессивной, негативной, ироничной окраской, смог показать боль и гнев за людей труда, попавших в трудное несправедливо бесправное положение.

Для описания сибирской природы автор воспользовался такими  выразительными художественными средствами, как эпитет, олицетворение,  метафора,  сравнение.  Героями стихов  становились друзья, коллеги, местная номенклатура, сам автор.

По воспоминаниям современников, поэт «на ходу» схватывал рифму. Николай Дмитриевич стеснялся своей безграмотности, отдавал стихи на проверку друзьям.     Антонина Николаевна Прокипчук, корректор, и сегодня свободно цитирует его  стихи по памяти. Возможно, это была одной из причин скромности автора.

Обидно, что домашний архив старший сын Дмитрий вывез из нашего села по месту  своего жительства.  Данный  факт говорит   о том, что работа   над этой темой   не закончилась. Мне ещё предстоит познакомиться со старшим сыном.   С сестрой Ольгой я связалась по телефону. В ответ на воспоминания, сестра попросила поделиться с ней собранным материалом.

 Я не нашла опубликованных   стихов, кроме упомянутых четырёх.  Некоторые стихи были розданы  друзьям и знакомым, живущим в разных точках необъятной Родины. Но очень хочется рассказать о самобытном поэте моим землякам.

            Я благодарна  библиотекарю Зайцевой Александре Ивановне,  любезно поделившейся   рукописями; Прокипчук Антонине Николаевне, радушно встретившей нас  у себя дома, родным и близким автора: жене Людмиле Борисовне,  младшему сыну Александру и его жене Оксане, тёте —  Старос-тенко Лидии Петровне, Соколовой Галине Борисовне.

Были использованы интернет ресурсы:    

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

2  http://www.banki.ru/wikiba .org./ М. С. Восленский

3. http://www.openclass.ru/dig-resource/45106

Корреспондент Карань Виктория  беседует с респондентом
Прокипчук Антониной Николаевной

Loading