Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 Юртинского городского поселения

Районная краеведческая конференция «Край тайги, легенд и песен»

им. Янковского К.Д.

Направление: события гражданской войны

Станция Юрты в годы гражданской войны

Исследовательская работа

Автор: Деменкова Кристина Евгеньевна,

                                                                                ученица 11 класса МКОУ CОШ № 24 р.п.Юрты.

                                                                                     Руководитель: Серебрякова Нина

                                                                             Ивановна, учитель географии МКОУ CОШ № 24 р.п.Юрты.

                                                                          Адрес учреждения: 665076 Иркутская область, Тайшетский район, р.п.Юрты, Школьная,9.

                                                                            Тел. 6-11-14; электронный адрес:                          chkola24@jandex.ru

р.п. Юрты, 2019

1.1.Введение. История исследовательской проблемы

100 лет минуло с того времени, как в наш район пришла гражданская война. Ушли из жизни те, кто сражался на фронтах  гражданской войны и очевидцы этих событий.

Поэтому особый интерес для сохранения памяти нынешнего молодого поколения и истории моего посёлка представляют архивные, краеведческие материалы, старые фотокарточки, письма.

 Станция Юрты относилась к Томской казенной железной дороге, нами был отправлен запрос в государственный архив Томской области.

1.2. Цель исследования: изучить, какой вклад внесли жители станции Юрты в годы   гражданской войны в победу Красной Армии над белогвардейцами.

Задачи:

  1. Изучить архивные, краеведческие материалы по теме исследования;
  2. Установить, что представляла собой станция Юрты в период гражданской войны;
  3. Выявить, кто из юртинцев были активными борцами за советскую власть, и сражался в рядах партизан Шиткинского фронта;
  4. Изучить документы Томского архива о  нападении красноармейцев на юртинскую водокачку в 1919 году.

Актуальность исследования: юртинцы могут гордиться героическими подвигами своих земляков, активных борцов за советскую власть. А эта гордость обязывает нас быть достойными памяти тех, кто выступал на защиту своей Родины, хранить боевые традиции старшего поколения и быть всегда готовыми встать на защиту своего Отечества.

1.4. Методы исследования:

*      анализ архивных, краеведческих, картографических источников;

*         систематизация полученных сведений;

2.1. История возникновения Юрт

История названия посёлка «Юрты» уходит в далёкие времена. По одной из версий название дали изыскатели дороги, увидевшие на взгорке три стоящих юрты, по другой версии название связывают с началом строительства Великой Сибирской железной дороги.

  В 1897 году здесь был разъезд – маленькая будочка, в которой жил путевой обходчик Иван Хвостов. С началом строительства дороги маленькие разъезды стали обустраиваться за счёт приезжих строителей.

Жили рабочие семьями в стойбищах по ходу строившихся путей в жилищах палаточного типа – юртах. Как свидетельствуют первые поселенцы, отсюда возникло название станции Юрты. Позднее появились в этих местах земледельцы 1.

  Станция Юрты возникла в 1903 году, как и многие поселения на Транссибирской магистрали, железная дорога дала региону жизнь.

  Жили рабочие в железнодорожных казармах. Появились первые улицы: Транспортная, Ленина, Жданова (ныне Крупская). И жили на них в основном железнодорожники.

  Дети жителей Юрт обучались с 1 по 4 классы в железнодорожной школе. Молодёжь вечерами собиралась на танцы в железнодорожный клуб, построенный рядом с вокзалом в 1903 году 2.

Станция Юрты относилась к Томской казённой железной дороге (участок от Иркутска до Новосибирска). При строительстве второго пути Транссиба в 1910 году перенесено здание вокзала на два километра южнее старой линии (приложение № 1). В Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге (1901-1902 г.г.) записано:

«Станция Юрты V класса. Вблизи селение Половина – Черемховское, на большом Сибирском тракте, Канского уезда Конторской волости Енисейской губернии. 70 домов общего пользования. Размер населения обоего пола – 270 человек. Главное занятие жителей – хлебопашество» 3.

2.2.Станция Юрты в годы гражданской войны

  В библиотеке Красноярского краеведческого музея имеются списки населённых пунктов Енисейской губернии на 1921 год, в них упоминается и о наших Юртах 4.

  Если сравнить численность населения в начале XX века – 270 человек (на 1902 г.) и 132 человека уже в 1921 году, то видно, что численность населения сократилась практически в два раза.

  За этот период в стране произошли важные события: первая Мировая война 1914 года, революция 1917 года, гражданская война (1918- 1922 г.г.) 5.

Жители Юрт не были в стороне от происходивших событий. Мужчины принимали участие в гражданской войне, шесть человек являлись партизанами Шиткинского фронта (приложение № 2- станция Юрты в годы гражданской войны).

В 1920 году на станции Юрты была создана первая комсомольская ячейка. Активисты молодёжи – Алексей Меньшиков, Пётр Талаев, Любовь Кендыш собирались в складском помещении на железной дороге, устраивали танцы, принимали участие в художественной самодеятельности, учились владеть оружием 6.

  В Енисейской губернии в конце 1918 и начале 1919 годов возникло несколько партизанских фронтов и отдельных отрядов. 2 марта 1919 года образовался Шиткинский фронт, когда шиткинцы дали бой  17 февраля 1919 года прибывшему карательному отряду. Сейчас улица в Шиткино, где прошёл этот бой, носит название Партизанской. А в доме, что рядом с детской библиотекой, находился штаб Шиткинского фронта 7.Шиткинский фронт успешно действовал вдоль железной дороги Тинская –Тайшет – Нижнеудинск (приложение № 3 – карта – схема  Шиткинского фронта) 8.

     Общее количество партизан   насчитывалось до 1500 человек. Шиткинский фронт  имел 7 отрядов, которыми командовали Я.М.Москвитин, Е.Кочергин, Н.Шевелев, В.Горегляд, С.А.Петров, И.Г.Смолин и И.М.Москвитин. Была налажена регулярная связь с Тасеевским фронтом. Многочисленные поселения по Ангаре и Чуне стали тылом партизан, где они иногда добровольно, иногда силой брали  у крестьян деньги, оружие, одежду и продукты.

  Для борьбы с партизанами белые создали Канско — Тайшетский фронт, который возглавил командир Егерской бригады полковник И.Н.Красильников.

  В январе – марте 1919 года из Иркутска в район Канска и Тайшета было отправлено 138 офицеров и 1051 солдат егерской бригады, а также 6 команд общей численностью 38 офицеров и 498 солдат.

  Таким образом, с конца февраля 1919 года в Енисейской губернии развернулась вооружённая борьба 6 000 белых и значительно большего числа партизан (до 10 000)9 – карта в приложении № 4.

  Белые заручились согласием интервентов на участие в охране железной дороги и в операциях в сельских районах. С 31 мая 1919 года Транссибирскую магистраль на участке от Ачинска до Канска охраняла 2-я Чехословацкая дивизия полковника Прхала, от Канска до Зимы – румынский легион трансильвано- буковинских стрелков (около 1200 человек) полковника Э. Кадлеца, в районе Тайшета – батальон югославов.

 Меня прежде всего интересует, а что же происходило на станции Юрты?

   Перегон Юрты- Ключи. Это «вотчина» конторских партизан. 11 мая здесь разобрано12 звеньев рельсов. В ночь на 13 мая разобраны оба пути на 1065 версте, а на 1064-й – сожжены будка и блок- пост. Конторские партизаны 14 мая повторили налёт на перегон Юрты- Ключи, разобрали 80 саженей обоих путей и разрушили телеграф.

15 мая они появились на другом участке этого перегона, на 1074-1075 верстах. Это была крупнейшая операция партизан 10.

   2.3.Юртинские партизаны – участники Шиткинского фронта

Кто же из наших земляков – юртинцев принимал непосредственное участие в событиях гражданской войны?

Изучив статью Парщиковой Т.М., завуча нашей школы, я узнала, что в 1919 году из Юрт в восставшую Конторку, а конкретно в отряд И.А.Бича, ушли: Василий Жернов, Иван Захарюк, Иван Осипенко, Николай Малеев, Михаил Розенталь, Эрнст Бертин 11.

Все они без исключения работали на железной дороге.

  В архивах школьного  краеведческого музея сохранилось письмо Н.Е.Малеева краеведам школы. Бывший партизан Шиткинского фронта, участник двух войн, вспоминает своё безрадостное детство, называет фамилии односельчан, боровшихся рядом с ним в годы гражданской войны 12.

  Николай Егорович вспоминал: «Девять детей было в нашей семье. В 1919 году я работал грузчиком на станции Юрты. В начале 1919 года белогвардейцы повесили двух железнодорожников. После этого случая я твёрдо решил уйти в партизаны, чтобы сражаться против белогвардейцев». Николай Егорович вспоминал с благодарностью старого солдата – пулемётчика Василия Ивановича Жернова, научившего его стрелять из пистолета системы «Кольт» и пулемёта «Максима».

  «Когда белогвардейцы узнали, что я ушёл в партизаны, они избыли моих родителей. Отец на следующий день скончался от сильных побоев» писал бывший партизан.

В своём письме он упоминает молодого, 17-летнего юртинского партизана Михаила Розенталя. В 1920 году  Михаила  предали в деревне Шелаево. В деревне Пойма, что на севере Тайшетского района, его казнили через повешение. Здесь же, у устья реки Пойма, его похоронили 13.

     Партизаны в годы гражданской войны непрерывно производили налёты на полустанки, разъезды, станции, разрушали железнодорожный путь, прерывали телеграфную и телефонную связь, сжигали мосты и водокачки. На долгое время они совершенно прерывали ночное движение поездов.

  Создавалась так называемая «тайшетская пробка», принесшая много неприятностей белочехам и Колчаку 14.

   В своей книге А.Н.Лифантьев широко использовал личные встречи и переписку с активными участниками партизанского движения Шиткинского фронта.

Бывшие партизаны вспоминали, что в отряды записывались в основном молодёжь до 30 лет. Недовольство создавшимся положением в годы гражданской войны было настолько сильно, что отцы сами посылали своих сыновей в партизаны.

  Почти без всяких расспросов приняли в Конторский партизанский отряд   15-летнего Ивана Осипенко. Многие партизаны знали его, помнили, как он год назад был уволен из железнодорожных мастерских Тайшета вместе с отцом за связь с большевиками 15.

Отец Ивана, Андрей Иванович, путевой обходчик, не стал возражать, когда сын заявил о своём решении уйти в партизаны. Иван был записан в отряд разведчиков Степана Андреевича Петрова.

Несмотря на юный возраст, Иван Осипенко оказался хорошим партизаном. Он был отличным лыжником, хорошо знал азбуку Морзе. Редко какая операция или вылазка для диверсий на перегоне Венгерка — Ключи проходила без его участия.

Смелым бойцом – лыжником показал себя Иван в боях под Бирюсой в дни красильниковского наступления в апреле 1919 года. Он прошёл со своими старшими товарищами по оружию по всем маршрутам партизанских отрядов Шиткинского фронта 16.

  В архивах школьного краеведческого музея имеются документы, фотоснимки, воспоминаниями его дочери Осипенко Клары Ивановны об отце.

Осипенко Клара Ивановна, 1926 г.р. вспоминала про отца: «Папа рассказывал, что однажды его вместе с другом схватили белогвардейцы. Привязали за ноги веревку и повесили вниз головой в теплушке, а сами куда- то ушли. Молодые, сильные парни не хотели так рано умирать. Они с большим трудом сумели оборвать верёвки и  упали на пол вагона. Очень осторожно, не производя лишнего шума, разломали доски в полу и через дырку убежали в свой отряд» 17.

Фото Осипенко И.А. (приложение № 5).

  А.Ю. Черневский в своей статье упоминал также  про юртинского партизана Эрнста Бертина. «Латыш, 25 лет, страдал заиканием, был разведчиком в отряде Степана Петрова. Чуть не попал в плен к белогвардейцам возле моста через реку Бирюсу. Разведчиков  заметили, когда они вышли к мосту. Отстреливаясь, партизаны скрылись на лыжах» 18.

         18 апреля 1919 года белогвардейцы обстреливали село Бирюсу. Партизаны захватили целый воз патронов, много перевязочных средств, перерезали провода полевой связи. Атаман Красильников потерпел под Бирюсой полный разгром.

 Генерал Розанов был вынужден послать телеграмму  из Красноярска за № 1869 от 20 апреля 1919 года командующему войсками Иркутского военного округа генерал- лейтенанту Артемьеву, колчаковскому военному министру, и командующему войсками интервентов французскому генералу Жанену 19.

«5 апреля 1919 года в ночь потерпел крушение бронепоезд белогвардейцев на станции Ключи- Юрты; серьёзно контужен в голову прапорщик Гуз, разбит один вагон, поломан пулемёт. Отряд Совдепа расстрелял 19 человек, повесил двоих».

В приложение № 6 помещаю фото «Броневик «ORLIK» на станции Юрты. 

Тексты телеграмм Розанова и полковника Главацкого в приложение № 7.

Об упорстве и отваге партизан, об их несгибаемой воле и храбрости, их умелой боевой тактике вынуждены были писать и белогвардейцы.

Так, например, генерал Афанасьев в своём донесении начальнику штаба Иркутского военного округа полковнику Главацкому  так характеризовал партизан:

«…хладнокровие, прекрасное применение к местности, предприимчивость и спайка – непосредственное достоинство красных.

  Крестьяне явно поддерживают большевиков, служа для них контингентом прекрасных, идейных шпионов. У красных высокая дисциплина огня, сторожевая служба поставлена великолепно; захват наших постов производят всегда с помощью обхода лыжниками; любимые приёмы красных – обходные действия лыжников, причём пользуются тропинками и дорогами нам неизвестными…».

  Шиткинские партизаны и всё трудовое крестьянство были воодушевлены героизмом бирюсинцев. Отряды численно росли, а население ещё охотнее помогало фронту всем, чем могло 20.

2.4. Нападение красноармейцев на водокачку на станции Юрты

  Об этом происшествии нам стало известно из документов Томского государственного архива:

  • телеграмма о происшествии от 8 апреля 1919 года  21;
  •  акт первоначального дознания о нападении красных на водокачку составлен 14   

   апреля 1919 года.

 Род происшествия – ограбление водокачки

Время происшествия – 3 апреля ночью

Описание: участок Ачинск — Иннокентьевская ограблена в Юртах водокачка. Испорчены машины и увезён машинист Пётр Петрович Бертин 22.

  • протокол дознания по данному происшествию от 20 мая 1919 года составлен милиционером В.Гутевичем, Канского участка Томской железной дороги 23.   В конце протокола справка: произведёнными розысками похищенного и похитителей не обнаружено. Дальнейшие розыски производятся.

Начальник милиции Канского участка Сотников отправил дело в суд судебному следователю 4-го участка Красноярского окружного суда.

 3.Заключение                                                                                                                      

  Шиткинский фронт просуществовал с начала марта 1919 года по конец января 1920 года. 25 января 1920 года бойцы Красной Армии и партизаны Шиткинского фронта освободили Тайшет от белогвардейцев и интервентов, организовали военно-революционный комитет 24.

27.01.1920 года военизированные отряды Шиткинского фронта были расформированы. 23 января 1920 года на станцию Юрты была отправлена телеграмма начальником 30-й Советской стрелковой дивизии:

«Революционный военный совет 5-й армии приказал адмирала Колчака содержать под арестом с принятием исключительных мер стражи и сохранения его жизни и передачи его командованию регулярных советских красных войск, применив расстрел лишь в случае невозможности удержать Колчака в своих руках для передачи советской власти Российской республики» 25

Изученные материалы позволяют сделать следующие выводы:

1. Станция Юрты возникла в 1903 году. Она относилась к Томскому участку Транссибирской магистрали;

2. В годы гражданской войны со станции Юрты ушли в партизаны шесть наших земляков, они воевали  в Конторском  отряде  Шиткинского фронта;

3. В апреле 1919 года было совершено нападение красноармейцев на водокачку. Повреждение оборудования и арест машиниста нанесло серьёзный урон движению белочехов в сторону Тайшета;

4. С приходом Красной Армии в конце 1919 года бойцы Шиткинского фронта влились в её части и продолжали борьбу за советскую власть до окончания гражданской войны. В январе 1920 года Шиткинский фронт распался.

5. В январе 1920 года на станции Юрты останавливался поезд, на котором ехал в Иркутск  арестованный предводитель белого движения адмирал Колчак.

Цели своего исследования я достигла. Моя исследовательская работа будет изучаться на уроках истории, краеведческом факультативе.

26.03.1918 возле Юрт ночью партизанами были сняты рельсы и пассажирский поезд потерпел катастрофу. Убито 4 женщин, 1 мужчина, 8 тяжело раненых. Падение поезда.

Список литературы и источников:

1.ГАИО, Ф- Р- 2,оп.1, дело № 361, л.160.

2. Воспоминания ветерана. Интервью кор. А.Демьянова с бывшим партизаном

     Шиткинского фронта Н.Е.Малеевым. «Заря коммунизма» № 15 от 25 января 1980 г.

3. Грешилова С. От политссыльных до героев труда. «Бирюсинская новь» № 33 от 20

    августа 2010 г.

4. Лифантьев А.Н. Очерки о шиткинских партизанах. Красноярск, 1974. С.114.

5. Моя малая Родина. Книга 1. Школьное ДЮО «Омир» и «Поиск». Иркутск.2006.

6. Моя малая Родина. Книга 2. Школьное ДЮО «Омир» и «Поиск». Юрты, 2009.

7. Моя малая Родина. Книга 3. Школьное ДЮО «Омир» и «Поиск», Юрты, 2010.

8. Новиков П.А. «Великое искусство мятежа»: Шиткинский партизанский фронт.

    Вестник районного краеведческого музея № 3, 2015. С.33-35.

9. ОГКУ ГАТО (Госархив Томской области) : Ф- 214, л.1,9,10,12,13,14.

10. Партархив Иркутской области. Ф — 393, оп.5, дело № 73, л.10-12.

11. Парщикова Т.М. Гордимся земляками. «Заря коммунизма» № 47 от 23 марта 1979 .

12. Перхавко В.Б. Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика-

      Пресс, 1997. Раздел «Гражданская война», с.131-136.

13. Чагин В.В., Саклаков В.Г. Стальное звено Транссиба. Красноярск, 1998. С.76.

14. Черневский А.Ю. Тайшетская пробка. Том 1. Гражданская война в Сибири.

     Сибирский исторический альманах. «Заря коммунизма»  № 77 от 15 мая 1984 г.

15. Черневский А.Ю. Путь партизана. «Заря коммунизма» от 12 января 1973 года.

16. Юрьев А.Путь юного партизана. Тайшетское отделение ВООПИК.

 17. ГАРФ. Ф.341. Оп.1. Дело № 81, л.1. телеграфный бланк

17. Моя малая Родина. Книга 2. ДЮО «Омир» и «Поиск». 2009. С.12

18. А.Черневский. Разгром атамана. «Заря коммунизма» № 186, 1973 г

19. ГАИО, Ф Р-2, оп.1, дело № 361, л.160 от 6 апреля 1919 г.

20.Лифантьев А.Н. Очерки о шиткинских партизанах. Красноярск, 1974. С.114.

21. ОГКУ ГАТО, Ф -214, оп.48, дело № 107, л.1.

22. Там же, л.9.

23. Там же, л.12

24.Демьянов А. Интервью с Малеевым Н.Е. «Заря коммунизма» № 15 от 25 января 1980 г.

25.ГАРФ. Ф.341. Оп.1. Дело № 81, л.1. телеграфный бланк

Loading