Селезнёва Т.А., учитель истории и обществознания Конспект интегрированного урока по истории и обществоведению: Матрица и матрицирование(Официальная идеология и формирование стереотипов общественного сознания в 30-50 годы ХХ века в СССР) 11 класс, 2 часа

Конспект интегрированного урока по истории и обществоведению: Матрица и матрицирование (Официальная идеология и формирование стереотипов общественного сознания в 30-50 годы ХХ века в СССР) 11 класс, 2 часа Цели урока: Воспитательная цель: — освобождение сознания школьников от мифологизированного представления об истории СССР периода 30-50-х годов на основе краеведческих документов; — формирование таких качеств личности как неприятия насилия над человеком; Развивающая цель: — развитие творческого воображения учащихся и умение видеть в художественном вымысле, историческом документе реальную суть и содержание; Образовательные цели: — формирование прочных знаний об основных чертах тоталитарного государства и общества; — обучение навыкам и умениям создания творческих работ; — обучение навыкам работы с архивными документами и документами устной истории; Задачи урока: — создание внутренних и внешних мотивов к творческому восприятию учащимися содержания урока посредством введения в урок фрагментов фильма «Матрица», репродукций картин, литературных произведений , документов; — интеграция и реализация современных образовательных технологий и архивной педагогики как основы достижения целей урока; Оборудование урока: — Фрагмент фильма «Матрица»; ТВ-передача из серии «Странички Мемориала» созданной ИПО «Бирюса-Мемориал» при техническом содействии местной студии ТВ «АРГО» ( 19…) ; документы архива мэрии г.Тайшета, ИПО «Бирюса-Мемориал» ; репродукции картин советских художников 50-х гг; учебники истории ; энциклопедические словари, БСЭ ; Источники: Архивы Тайшетской городской организации «Бирюса-Мемориал»; Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов /Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лозебниковой – М., 1997/; А.А.Данилова, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век: Учебник – М., 1997. Поспеловский Д. «Тоталитаризм и вероисповедание, М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. Гл.18 «СССР- тоталитарное государство». С.334. Гин А. «Приемы педагогической техники»: Пособие для учителя, 4-е изд. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. Троицкий Ю. Прощай иллюзия. Новая технология: не учебник, а документ помогает детям понять историю // Приложение «История» к газете «1 сентября». — 11 сентября 1993г. Умбрашко К.Б. Развитие теоретического мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1996. — №2. Ход урока : 1. Организационный момент урока: постановка целей и задач. Сегодня на уроке нам предстоит уяснить основные черты политической системы сталинизма, которая характеризуется как тоталитаризм. Одной из этих черт является господство единой – коммунистической — идеологии, возведенной в ранг государственной . Эта идеология насаждалась в сознание советских людей в форме стереотипных предписаний. Как будем работать? Прежде всего, вам нужен учебник истории; ваши рабочие тетради по истории. На каждой парте имеется небольшой сборник документов и таблица , которую мы заполним по ходу урока. А завершим урок подготовкой к домашнему заданию – написать эссе по видеосюжету, который посмотрим во второй части урока. 2. Первая, основная часть урока: просмотр фрагмента фильма «Матрица». Организация беседы по просмотренному фрагменту: — Итак, о чем же этот фильм? Предполагается, что учащиеся ответят: киборг-триллер «Матрица» о том, что люди создали Искусственный Интеллект (ИИ), машины, которые в конце концов вышли из подчинения людей и установили свое господство на Земле, уничтожив реальный мир и создав виртуальный, воздействуя на сознание людей, матрицируя стереотипное мышление. Реальный мир Матрицы страшен, после того как его уничтожила Матрица. Из просмотренного сюжета вы видели, как герой фильма Морфиус показал Нео реальный мир, введя его в модулятор процессора виртуального «Я». Нео не пожелал видеть такой мир. Этот мир страшен не только степенью разрушенности, но и тем, что сознание людей подвергают матрицированию, их выращивают на огромных матричных полях… Но нашлись люди, товарищи Морфиуса, которые начали борьбу с ИИ. В случае затруднения всё это может рассказать сам учитель или учащийся, которому заранее поручается посмотреть фильм и прочесть краткую аннотацию к нему. Учитель: Да , так сказано в аннотации к фильму. Чтобы окончательно понять идею авторов фильма нам надо объяснить некоторые термины. Ну, например, что такое МАТРИЦА, МАТРИЦИРОВАНИЕ, СТЕРЕОТИП. Учащиеся, которым до урока дано задание поработать с энциклопедическими словарями, дают определения названных терминов. Весь класс записывают эти определения в рабочие тетради. Матрица ( от лат. МАТКА) — источник, начало. В полиграфии – сменный элемент литейной формы с углубленным изображением букв или знака, используемый при отливке типографических литер или штифтовых строк- стереотипов. Матрицирование ( стереотипия) – операция для воспроизводства углубленного изображения графических элементов с оригинала способом прессования, для изготовления стереотипов. Стереотип ( греч.) — отпечаток, копия печатной формы. (Большая Советская Энциклопедия). Учитель: А теперь мы посмотрим параграф № 26 учебника истории «Политическая система сталинизма», раздел первый «Что такое тоталитаризм ? ». Учитель организует беседу с учащимися по данному разделу: — Что такое политическая система? — Что такое тоталитаризм? — Назовите основные черты тоталитарного государства? — Что является основным ядром тоталитарной системы? Запишем основные черты тоталитарного государства, общества в таблицу ( графа 1) , которая имеется у вас на столах. Учитель: Теперь вернемся в нашему видеосюжету. И я опять вас хочу спросить- так о чем же этот фильм ? Предполагается, что учащиеся сравнят Матрицу с партией большевиков, с тоталитарным государством , каковым являлся СССР. Эта партия, как Матрица, матрицирует сознание людей вырабатывая в них стереотипное мышление, – то есть в стране господствует единая Искусственная Идеология, как ИИ в видеосюжете . После матрицирования – насаждения в сознание людей этой идеологии, люди совсем иначе начинают воспринимать реальный мир: вместо него создается виртуальный. То есть этот фильм о тоталитарном государстве. Учитель: Давайте сравним некоторые конкретные детали, моменты из фильма с реалиями жизни в СССР в 30-50 годы. Помните, Морфиус говорит Нео: « Что есть реальность? Как распознать ее? Вот это твой привычный мир в конце двадцатого века…Сегодня он существует только в виде матрицы, и вы все живете в мире грез». Здесь учитель обращается к репродукциям картин советских художников 30-50 гг, которые размещены на доске. «Человечество было охвачено ликованием: мы, хомо сапиенсы, отмечали изобретение ИИ — единого сознания! Оплот страшной эпохи машин. Есть поля, Нео, бескрайние поля. Там люди даже не рождаются, их выращивают…Я сам не верил, а потом увидел поля. Что такое Матрица? Диктат! Это мир грез, созданный чтобы подчинить нас, сделать из нас всего лишь это…(показывает батарейку)» Вопросы для беседы: Кем в реальной советской действительности могли быть «люди в черных костюмах» из фильма? Что значит все эти трубы, какие-то коконы, машины-робаты? Почему Морфиус сравнивает людей с батарейкой? Кем по вашему в реальной действительности СССР 30-50-х годов были друзья Морфиуса по «Навуходоносару» ? Предполагаемые ответы учащихся: Люди в черном — это партийно-советские чиновники ( номенклатура) , контролирующие всю жизнь в стране, сотрудники НКВД, которые производили аресты и, репрессия в 30-50х годах. Трубы, коконы, машины — это политическая система советского государства: партийные, советские , общественные организации, общества, которые «выращивали», воспитывали, контролировали людей, матрицировали их. Например, комсомол, пионерия, октябрята. Призыв пионеров: « Пионеры! За дело Коммунистической партии Советского Союза- будьте готовы! Всегда готовы!» Люди- батарейки — вся жизнь, физические силы и духовная энергия людей в советском государстве была подчинена только искусственной идее – построение в СССР коммунизма. Морфиус и его друзья и люди в каком то тайном убежище — это вроде как диссиденты , инакомыслящие, не поддавшиеся матрицированию своего сознания, умеющие видеть реальность и способные вести борьбу с Матрицей. Можно еще их сравнить с заключенными ГУЛАГа, репрессированными, расстрелянными, сосланными, раскулаченными… Учитель: Подведём итоги беседы. Киборг-триллер «Матрица» – это фильм о тоталитарном государстве и о борьбе людей с ним. Вероятно, наше видение сути фильма отличается от авторского. Но это не страшно. Самое главное – мы попытались увидеть за художественным вымыслом реальную суть вещей. А теперь я вас, как Морфиус Нео, приглашаю: добро пожаловать в пустынную реальность! Переходим с вами к работе с документами, которые позволят увидеть реальный мир, в отличии вот от этого – виртуального. (Обращает внимание на репродукции картин советских художников, которые размещены на классной доске) . Я приведу вам фрагменты архивных документов, воспоминаний виртуальной реальности СССР в 30-50 е годы, а вы в своих сборниках документов постарайтесь найти факты реального мира. Затем вам надо кратко записать в таблицу (графа 2) факты, подтверждающие существование в СССР той или иной черты тоталитаризма. Итак, первый документ. Это стихотворение молодого человека, жившего в посёлке Шиткино в 1942 году: Партия Ленина. В пурге революций, в пожарах восстаний, В огне и дыму баррикад взлелеяна ты человеком-титаном под грохот и дым канонад. Ты — это партия! Из бурь революций, из пепла пожаров, Чрез мрачные годы, седые века, В дыму задыхаясь, к груди прижимая, Он вынес тебя на руках. Ты — Партия ! Тебя! Кто из тьмы, нищеты и неволи Нас вывел на пламя зари, Чье знамя полощется над землею, Звезда чья над миром горит. Твоя это, партия! Так веди нас на бой По дороге украшенной победами! Знамя поднимай, пусть будет Ленин Солнцем нашим! Ты, партия, наша мать! (Опубликовано в газете «Большевистский путь» Шиткинского района в 1942 году) Учитель: И еще один документ: « Дорогой , любимый наш учитель! Великий полководец нашей могучей Красной Армии! Мы, учителя Шиткинского района Иркутской области, собравшись на очередное августовское совещание школ, шлем Вам, Иосиф Виссарионович, горячий привет… Мы приложим все усилия к тому, чтобы дать детям стойкие основы знаний, требующихся для подготовки искусного бойца страны Советов!…Да здравствует наша могучая Красная Армия! Да здравствует ее вождь товарищ Сталин!» ( «Большевистский путь, август 1942 года) Предполагаемый ответ учащихся: в данных документах зафиксирована одна из черт тоталитаризма – вождизм и беспрекословная партийная дисциплина, Партия — превыше всего. Данная черта проявляется в сознании людей, в их стереотипном мышлении. Реальность же иная. Учащиеся в розданных им документах должны найти тот, что отражает реальность: не все советские люди искренне разделяли такие чувства к партии или же скрывали свои истинные чувства. 1. « На совещании директоров и заведующих школ, которое состоялось 29-30 марта , отмечалось, что итоги 3 четверти 1941-1942 учебного года неудовлетворительные : успеваемость по району составила 68%…» «Большевистский путь» апрель 1942 года. 2. « 1940 год. На учете в Тайшетской партийной организации Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) ( ВКПб) состоит на учете 717 коммунистов. С 1 марта 1940 по 1 февраля 1941 года принято в партию 191 человек; исключено из партии – 30 коммунистов; вынесено наказание «поставлено на вид» – 5; отказано в восстановлении в партии – 2; восстановлено – 2; снято взысканий – 5; отменено выговоров – 30. Получено от населения 137 жалоб на коммунистов : о непартийном поведении – 23 жалобы; о нарушениях в снабжении хлебом и промтоварами – 19; за пьянство коммунистов- 6; растраты в торговле- 3; обсчет рабочих –1; за воровство и хищения- 9; прочие жалобы- 26….» (Иркутский архив документации по новейшей истории, Фонд 199, дело 550, стр 12-17.) Запись в таблице ( графа 2) может выглядеть следующим образом: «Стихи шиткинцев, восхваляющих партию, Сталина; обращение учителей к Сталину «дорогой, любимый, великий…» Учитель: Рассмотрим другие документы, отражающие процесс матрицирования сознания шиткинцев. Вот газетная заметка об ударном труде колхозников во время уборки урожая: « Даже 70-летняя Лукерья Абрамовна из колхоза «Ударник 2-ой пятилетки» и та была в поле. Ей 70 лет, но она не хочет сидеть дома…» («Большевистский путь», 1942 год) Подумаете над такими фактами: женщине 70 лет, она якобы не хочет сидеть дома, хочет работать…Что на самом деле является истинным мотивом выхода ее на уборку колхозного урожая – глубокое чувство патриотизма, готовность помочь колхозу…Попытаемся найти в документах реальные причины. «Строго соблюдать закон об обязательном минимуме трудодней» ЦК ВКПб и Совет народных комиссаров СССР потребовало от партийных и советских органов решительное обуздание рваческих и спекулянтских элементов в колхозах. Одной из мер, направленных против раздувания отдельными колхозниками своего личного хозяйства в ущерб хозяйству колхозному…является постановление Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1942 года о повышении обязательного минимума трудодней для Иркутской области с 80 до 120…Колхозники не вырабатывающие обязательного минимума трудодней предаются суду и караются …исправительными работами в колхозах с вычетом до 25% заработанных трудодней….» («Большевистский путь» август, 1942 года) Учитель: Конечно, в условиях войны государство могло пойти на принуждение к труду. Так было во многих государствах в годы Второй мировой войны. Это одно. Другое — нельзя отрицать трудовой патриотизм советских людей, впрочем, как и массовые нарушения трудовой дисциплины в годы войны, несмотря на привлечение нарушителей к уголовной ответственности. Мир не черно-белый, мир гораздо разнообразней… Учащиеся заполняют графу 2 в своих таблицах. Запись примерно следующая : как проявление такой черты тоталитаризма – массовые репрессии, принуждение к подневольному труду угрозой репрессий, наказаний. Учитель: Продолжаем нашу работу с документами. В 30-40-е годы в популярной песне «Широка страна моя родная» был , в частности куплет : « Широка страна моя родная. Много в ней лесов , полей и рек. Я другой страны такой не знаю, Где так вольно дышит человек.» Песня, как и эти репродукции советских художников, есть продукция стереотипного, матрицированного сознания. Попытайтесь найти в документах факты реального положения дел в СССР. Учащиеся могут привести следующие документы опровергающие наличие свободы в СССР: « …Я старший следователь следственной части Управления Народного комиссариата внутренних дел по Иркутской области , сержант госбезопасности Ковалев, рассмотрел материалы следствия, приняв во внимание, что Сенников А.П. является одним из организаторов и руководителей антисоветской группы …в начале января 1941 года в присутствии учащихся школы №1 Тайшета говорил…что в Советском союзе ничего нет и мы ходим в рваных ботинках, потому что все отправляем в Германию для империалистической войны, что …договор СССР с Германией заключен против воли народа, и даже в ущерб интересам народа…Простой народ не то что хлеб, но картошку и ту ел не каждый день. Более того, с рынка исчезло мыло, сахар, табак и прочие продукты и предметы широкого потребления…» Всех учащихся школы № 1, членов так называемой антисоветской группы Союз революционной борьбы, были приговорены в 1941 году к лишению свободы до 10 лет. (Из статьи Л.Сухаревская «Шаг в сторону» , «Заря коммунизма», 1989 год) Учитель: О каком признаке тоталитарной политической системы говорят факты из статьи? (уничтожение гражданских прав – свобода слова; массовые репрессии). Учащиеся делают запись в таблице графа 2 Учитель: И еще один документ из виртуального мира СССР : скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». 19 мая 1931 года было принято постановление Народного комиссариата труда СССР «Об использовании женского труда в промышленности, в государственном и кооперативном аппарате» . Цель постановление – использовать труд женщин в промышленности. Местная газета «Бирюсинский рабочий» опубликовала статью «Женщины могут работать в лесу наравне с мужчинами!»: Дорохова Евдокия, Чередникова Александра, Санжиева Варвара, Кузнецова Мария, …которые ручной пилой выполнили норму наравне и даже больше чем бригада мужчин-лесорубов». Вот и скульптура Мухиной прославляла женский труд равный мужскому Попытайтесь в документах отыскать объяснение реальных причин такого стереотипного восприятия женского труда. Учащиеся без труда найдут документ о положении спецпереселенцев:« …А потом нас перевели в Паренду ( поселок спецпереселенцев в Тайшетском районе вблизи поселка Квиток) Там не было никаких домов, стоял какой-то полуразрушенный барак. В нем и жили. Спали на каких-то ветках. Спим, а нас снегом засыпает. Мама сделала веник и им стала нас обметать. Потом отец надрал коры и сделал что-то вроде шалаша. Корчевали лес, расчищали поля…Мы голодали так, что собирали в лесу съедобные травы- саранку, щавель, черемшу. От употребления травы в пищу часто болели…Подмешивали в муку опилки. Мама собирала очистки по помойкам…» (Из воспоминаний бывшей спецпереселенки М.В.Мацкевич, архив ИПО «Бирюса-Мемориал») Учитель: В СССР труд женщин на лесоповале был официально запрещён только в 1956 году. Хочу обратить ваше внимание на несуразность газетных заголовков-призывов прославляющих не что иное, как заставить женщин работать наравне с мужчинами в таких тяжелых условиях как лесоповал! Так о какой же черте реального тоталитаризма идет речь? Унификация труда и жизни в советском обществе, эксплуатация принудительного труда, как одна из форм насилия над человеком. . Учитель: Анализ документов и основных черт тоталитарной политической системы сталинизма мы закончим созданием синквейна Синквейн – от французского слова «пять», стихотворение в котором пять строк: 1. Строка- существительное , обозначающее тему синквейна 2 Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные , характерные признаки явления, предмета 3. Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету 4. Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие строки 5. Существительное, выступающее как итог, вывод, подведение черты Один из вариантов синквейна на тему урока: Тоталитаризм Несправедливый, незаконный Ограничивает, лишает, отнимает, ( подчиняет) Одно из условий осуществления власти Деспотия II.Вторая часть урока: Цель – создание условий для развития творческих способностей учащихся. Задание: просмотр телепередачи «Последний вздох. Сбой в системе матрицирования» (судьба жительницы Тайшета Буневич Елены Петровны, бывшей узницы немецкого концлагеря Равенсбрюк и особого исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа «Озерный» ) и создание эссе. Учитель: Тоталитарное государство, как матрица, выращивала людей со стереотипным сознанием, которое есть отпечаток официальной коммунистической идеологии. В сознании людей не должно было остаться таких качеств как свободолюбие, человечность, сострадание к ближнему, критическое восприятие действительности. Но в реальной жизни, как и в фильме «Матрица», процесс матрицирования давал сбой, то есть матрице не удавалось на 100% истребить, уничтожить в людях тех качеств, которые были опасны для тоталитарной политической системы. В человеке, о котором мы посмотрим видео сюжет, после матрицирования причудливым образом сочетались и качества матрицированного (идеологически обработанного) человека и личности, свободной от стереотипов. Эти качества вам предстоит заметить, увидеть в человеке, но это можно сделать только при очень внимательном просмотре сюжета. Затем дома вам предстоит написать короткое сочинение-размышление, то есть эссе, на тему «Последний вздох». Подумайте также над этим названием. Почему «Последний вздох» ? Просмотр видеосюжета «Последний вздох. Судьба Е.П. Буневич», в ходе которого учащиеся ведут рабочие записи, необходимые для написания эссе. Эссе ( попытка, проба, опыт, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как, правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-то и может иметь философский, историко-биографический, научно-популярный, литературно-критический характер. Эстетический стиль отличается образностью, афористичностью. ( БСЭ т.30,стр.522) . Завершение урока: При достаточном времени после просмотра возможна организация беседы в ходе которой учитель обращает внимание учащихся на ключевые моменты сюжета. Домашнее задание: Повторить параграфы учебников истории (§ 26) обществознания ( § 40) ; написать эссе. На следующем уроке по просьбе учителя ученики зачитывают лучшие эссе, проводится обсуждение. Работа над эссе оценивается учителем литературы, возможно выставление оценки в журнал. Опубликовано в сборнике: Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»: По итогам Третьего межрегионального конкурса учителей в 2005 году. Публикации Музея и общественного Центра имени Андрея Сахарова / Науч.ред. Г.В.Клокова. – М.: Права человека, 2005. – 216-227 с. Конспект интегрированного урока по истории и обществоведению: Матрица и матрицирование (Официальная идеология и формирование стереотипов общественного сознания в 30-50 годы ХХ века в СССР) 11 класс, 2 часа Цели урока: Воспитательная цель: — освобождение сознания школьников от мифологизированного представления об истории СССР периода 30-50-х годов на основе краеведческих документов; — формирование таких качеств личности как неприятия насилия над человеком; Развивающая цель: — развитие творческого воображения учащихся и умение видеть в художественном вымысле, историческом документе реальную суть и содержание; Образовательные цели: — формирование прочных знаний об основных чертах тоталитарного государства и общества; — обучение навыкам и умениям создания творческих работ; — обучение навыкам работы с архивными документами и документами устной истории; Задачи урока: — создание внутренних и внешних мотивов к творческому восприятию учащимися содержания урока посредством введения в урок фрагментов фильма «Матрица», репродукций картин, литературных произведений , документов; — интеграция и реализация современных образовательных технологий и архивной педагогики как основы достижения целей урока; Оборудование урока: — Фрагмент фильма «Матрица»; ТВ-передача из серии «Странички Мемориала» созданной ИПО «Бирюса-Мемориал» при техническом содействии местной студии ТВ «АРГО» ( 19…) ; документы архива мэрии г.Тайшета, ИПО «Бирюса-Мемориал» ; репродукции картин советских художников 50-х гг; учебники истории ; энциклопедические словари, БСЭ ; Источники: Архивы Тайшетской городской организации «Бирюса-Мемориал»; Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов /Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лозебниковой – М., 1997/; А.А.Данилова, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век: Учебник – М., 1997. Поспеловский Д. «Тоталитаризм и вероисповедание, М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. Гл.18 «СССР- тоталитарное государство». С.334. Гин А. «Приемы педагогической техники»: Пособие для учителя, 4-е изд. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. Троицкий Ю. Прощай иллюзия. Новая технология: не учебник, а документ помогает детям понять историю // Приложение «История» к газете «1 сентября». — 11 сентября 1993г. Умбрашко К.Б. Развитие теоретического мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1996. — №2. Ход урока : 1. Организационный момент урока: постановка целей и задач. Сегодня на уроке нам предстоит уяснить основные черты политической системы сталинизма, которая характеризуется как тоталитаризм. Одной из этих черт является господство единой – коммунистической — идеологии, возведенной в ранг государственной . Эта идеология насаждалась в сознание советских людей в форме стереотипных предписаний. Как будем работать? Прежде всего, вам нужен учебник истории; ваши рабочие тетради по истории. На каждой парте имеется небольшой сборник документов и таблица , которую мы заполним по ходу урока. А завершим урок подготовкой к домашнему заданию – написать эссе по видеосюжету, который посмотрим во второй части урока. 2. Первая, основная часть урока: просмотр фрагмента фильма «Матрица». Организация беседы по просмотренному фрагменту: — Итак, о чем же этот фильм? Предполагается, что учащиеся ответят: киборг-триллер «Матрица» о том, что люди создали Искусственный Интеллект (ИИ), машины, которые в конце концов вышли из подчинения людей и установили свое господство на Земле, уничтожив реальный мир и создав виртуальный, воздействуя на сознание людей, матрицируя стереотипное мышление. Реальный мир Матрицы страшен, после того как его уничтожила Матрица. Из просмотренного сюжета вы видели, как герой фильма Морфиус показал Нео реальный мир, введя его в модулятор процессора виртуального «Я». Нео не пожелал видеть такой мир. Этот мир страшен не только степенью разрушенности, но и тем, что сознание людей подвергают матрицированию, их выращивают на огромных матричных полях… Но нашлись люди, товарищи Морфиуса, которые начали борьбу с ИИ. В случае затруднения всё это может рассказать сам учитель или учащийся, которому заранее поручается посмотреть фильм и прочесть краткую аннотацию к нему. Учитель: Да , так сказано в аннотации к фильму. Чтобы окончательно понять идею авторов фильма нам надо объяснить некоторые термины. Ну, например, что такое МАТРИЦА, МАТРИЦИРОВАНИЕ, СТЕРЕОТИП. Учащиеся, которым до урока дано задание поработать с энциклопедическими словарями, дают определения названных терминов. Весь класс записывают эти определения в рабочие тетради. Матрица ( от лат. МАТКА) — источник, начало. В полиграфии – сменный элемент литейной формы с углубленным изображением букв или знака, используемый при отливке типографических литер или штифтовых строк- стереотипов. Матрицирование ( стереотипия) – операция для воспроизводства углубленного изображения графических элементов с оригинала способом прессования, для изготовления стереотипов. Стереотип ( греч.) — отпечаток, копия печатной формы. (Большая Советская Энциклопедия). Учитель: А теперь мы посмотрим параграф № 26 учебника истории «Политическая система сталинизма», раздел первый «Что такое тоталитаризм ? ». Учитель организует беседу с учащимися по данному разделу: — Что такое политическая система? — Что такое тоталитаризм? — Назовите основные черты тоталитарного государства? — Что является основным ядром тоталитарной системы? Запишем основные черты тоталитарного государства, общества в таблицу ( графа 1) , которая имеется у вас на столах. Учитель: Теперь вернемся в нашему видеосюжету. И я опять вас хочу спросить- так о чем же этот фильм ? Предполагается, что учащиеся сравнят Матрицу с партией большевиков, с тоталитарным государством , каковым являлся СССР. Эта партия, как Матрица, матрицирует сознание людей вырабатывая в них стереотипное мышление, – то есть в стране господствует единая Искусственная Идеология, как ИИ в видеосюжете . После матрицирования – насаждения в сознание людей этой идеологии, люди совсем иначе начинают воспринимать реальный мир: вместо него создается виртуальный. То есть этот фильм о тоталитарном государстве. Учитель: Давайте сравним некоторые конкретные детали, моменты из фильма с реалиями жизни в СССР в 30-50 годы. Помните, Морфиус говорит Нео: « Что есть реальность? Как распознать ее? Вот это твой привычный мир в конце двадцатого века…Сегодня он существует только в виде матрицы, и вы все живете в мире грез». Здесь учитель обращается к репродукциям картин советских художников 30-50 гг, которые размещены на доске. «Человечество было охвачено ликованием: мы, хомо сапиенсы, отмечали изобретение ИИ — единого сознания! Оплот страшной эпохи машин. Есть поля, Нео, бескрайние поля. Там люди даже не рождаются, их выращивают…Я сам не верил, а потом увидел поля. Что такое Матрица? Диктат! Это мир грез, созданный чтобы подчинить нас, сделать из нас всего лишь это…(показывает батарейку)» Вопросы для беседы: Кем в реальной советской действительности могли быть «люди в черных костюмах» из фильма? Что значит все эти трубы, какие-то коконы, машины-робаты? Почему Морфиус сравнивает людей с батарейкой? Кем по вашему в реальной действительности СССР 30-50-х годов были друзья Морфиуса по «Навуходоносару» ? Предполагаемые ответы учащихся: Люди в черном — это партийно-советские чиновники ( номенклатура) , контролирующие всю жизнь в стране, сотрудники НКВД, которые производили аресты и, репрессия в 30-50х годах. Трубы, коконы, машины — это политическая система советского государства: партийные, советские , общественные организации, общества, которые «выращивали», воспитывали, контролировали людей, матрицировали их. Например, комсомол, пионерия, октябрята. Призыв пионеров: « Пионеры! За дело Коммунистической партии Советского Союза- будьте готовы! Всегда готовы!» Люди- батарейки — вся жизнь, физические силы и духовная энергия людей в советском государстве была подчинена только искусственной идее – построение в СССР коммунизма. Морфиус и его друзья и люди в каком то тайном убежище — это вроде как диссиденты , инакомыслящие, не поддавшиеся матрицированию своего сознания, умеющие видеть реальность и способные вести борьбу с Матрицей. Можно еще их сравнить с заключенными ГУЛАГа, репрессированными, расстрелянными, сосланными, раскулаченными… Учитель: Подведём итоги беседы. Киборг-триллер «Матрица» – это фильм о тоталитарном государстве и о борьбе людей с ним. Вероятно, наше видение сути фильма отличается от авторского. Но это не страшно. Самое главное – мы попытались увидеть за художественным вымыслом реальную суть вещей. А теперь я вас, как Морфиус Нео, приглашаю: добро пожаловать в пустынную реальность! Переходим с вами к работе с документами, которые позволят увидеть реальный мир, в отличии вот от этого – виртуального. (Обращает внимание на репродукции картин советских художников, которые размещены на классной доске) . Я приведу вам фрагменты архивных документов, воспоминаний виртуальной реальности СССР в 30-50 е годы, а вы в своих сборниках документов постарайтесь найти факты реального мира. Затем вам надо кратко записать в таблицу (графа 2) факты, подтверждающие существование в СССР той или иной черты тоталитаризма. Итак, первый документ. Это стихотворение молодого человека, жившего в посёлке Шиткино в 1942 году: Партия Ленина. В пурге революций, в пожарах восстаний, В огне и дыму баррикад взлелеяна ты человеком-титаном под грохот и дым канонад. Ты — это партия! Из бурь революций, из пепла пожаров, Чрез мрачные годы, седые века, В дыму задыхаясь, к груди прижимая, Он вынес тебя на руках. Ты — Партия ! Тебя! Кто из тьмы, нищеты и неволи Нас вывел на пламя зари, Чье знамя полощется над землею, Звезда чья над миром горит. Твоя это, партия! Так веди нас на бой По дороге украшенной победами! Знамя поднимай, пусть будет Ленин Солнцем нашим! Ты, партия, наша мать! (Опубликовано в газете «Большевистский путь» Шиткинского района в 1942 году) Учитель: И еще один документ: « Дорогой , любимый наш учитель! Великий полководец нашей могучей Красной Армии! Мы, учителя Шиткинского района Иркутской области, собравшись на очередное августовское совещание школ, шлем Вам, Иосиф Виссарионович, горячий привет… Мы приложим все усилия к тому, чтобы дать детям стойкие основы знаний, требующихся для подготовки искусного бойца страны Советов!…Да здравствует наша могучая Красная Армия! Да здравствует ее вождь товарищ Сталин!» ( «Большевистский путь, август 1942 года) Предполагаемый ответ учащихся: в данных документах зафиксирована одна из черт тоталитаризма – вождизм и беспрекословная партийная дисциплина, Партия — превыше всего. Данная черта проявляется в сознании людей, в их стереотипном мышлении. Реальность же иная. Учащиеся в розданных им документах должны найти тот, что отражает реальность: не все советские люди искренне разделяли такие чувства к партии или же скрывали свои истинные чувства. 1. « На совещании директоров и заведующих школ, которое состоялось 29-30 марта , отмечалось, что итоги 3 четверти 1941-1942 учебного года неудовлетворительные : успеваемость по району составила 68%…» «Большевистский путь» апрель 1942 года. 2. « 1940 год. На учете в Тайшетской партийной организации Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) ( ВКПб) состоит на учете 717 коммунистов. С 1 марта 1940 по 1 февраля 1941 года принято в партию 191 человек; исключено из партии – 30 коммунистов; вынесено наказание «поставлено на вид» – 5; отказано в восстановлении в партии – 2; восстановлено – 2; снято взысканий – 5; отменено выговоров – 30. Получено от населения 137 жалоб на коммунистов : о непартийном поведении – 23 жалобы; о нарушениях в снабжении хлебом и промтоварами – 19; за пьянство коммунистов- 6; растраты в торговле- 3; обсчет рабочих –1; за воровство и хищения- 9; прочие жалобы- 26….» (Иркутский архив документации по новейшей истории, Фонд 199, дело 550, стр 12-17.) Запись в таблице ( графа 2) может выглядеть следующим образом: «Стихи шиткинцев, восхваляющих партию, Сталина; обращение учителей к Сталину «дорогой, любимый, великий…» Учитель: Рассмотрим другие документы, отражающие процесс матрицирования сознания шиткинцев. Вот газетная заметка об ударном труде колхозников во время уборки урожая: « Даже 70-летняя Лукерья Абрамовна из колхоза «Ударник 2-ой пятилетки» и та была в поле. Ей 70 лет, но она не хочет сидеть дома…» («Большевистский путь», 1942 год) Подумаете над такими фактами: женщине 70 лет, она якобы не хочет сидеть дома, хочет работать…Что на самом деле является истинным мотивом выхода ее на уборку колхозного урожая – глубокое чувство патриотизма, готовность помочь колхозу…Попытаемся найти в документах реальные причины. «Строго соблюдать закон об обязательном минимуме трудодней» ЦК ВКПб и Совет народных комиссаров СССР потребовало от партийных и советских органов решительное обуздание рваческих и спекулянтских элементов в колхозах. Одной из мер, направленных против раздувания отдельными колхозниками своего личного хозяйства в ущерб хозяйству колхозному…является постановление Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1942 года о повышении обязательного минимума трудодней для Иркутской области с 80 до 120…Колхозники не вырабатывающие обязательного минимума трудодней предаются суду и караются …исправительными работами в колхозах с вычетом до 25% заработанных трудодней….» («Большевистский путь» август, 1942 года) Учитель: Конечно, в условиях войны государство могло пойти на принуждение к труду. Так было во многих государствах в годы Второй мировой войны. Это одно. Другое — нельзя отрицать трудовой патриотизм советских людей, впрочем, как и массовые нарушения трудовой дисциплины в годы войны, несмотря на привлечение нарушителей к уголовной ответственности. Мир не черно-белый, мир гораздо разнообразней… Учащиеся заполняют графу 2 в своих таблицах. Запись примерно следующая : как проявление такой черты тоталитаризма – массовые репрессии, принуждение к подневольному труду угрозой репрессий, наказаний. Учитель: Продолжаем нашу работу с документами. В 30-40-е годы в популярной песне «Широка страна моя родная» был , в частности куплет : « Широка страна моя родная. Много в ней лесов , полей и рек. Я другой страны такой не знаю, Где так вольно дышит человек.» Песня, как и эти репродукции советских художников, есть продукция стереотипного, матрицированного сознания. Попытайтесь найти в документах факты реального положения дел в СССР. Учащиеся могут привести следующие документы опровергающие наличие свободы в СССР: « …Я старший следователь следственной части Управления Народного комиссариата внутренних дел по Иркутской области , сержант госбезопасности Ковалев, рассмотрел материалы следствия, приняв во внимание, что Сенников А.П. является одним из организаторов и руководителей антисоветской группы …в начале января 1941 года в присутствии учащихся школы №1 Тайшета говорил…что в Советском союзе ничего нет и мы ходим в рваных ботинках, потому что все отправляем в Германию для империалистической войны, что …договор СССР с Германией заключен против воли народа, и даже в ущерб интересам народа…Простой народ не то что хлеб, но картошку и ту ел не каждый день. Более того, с рынка исчезло мыло, сахар, табак и прочие продукты и предметы широкого потребления…» Всех учащихся школы № 1, членов так называемой антисоветской группы Союз революционной борьбы, были приговорены в 1941 году к лишению свободы до 10 лет. (Из статьи Л.Сухаревская «Шаг в сторону» , «Заря коммунизма», 1989 год) Учитель: О каком признаке тоталитарной политической системы говорят факты из статьи? (уничтожение гражданских прав – свобода слова; массовые репрессии). Учащиеся делают запись в таблице графа 2 Учитель: И еще один документ из виртуального мира СССР : скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница». 19 мая 1931 года было принято постановление Народного комиссариата труда СССР «Об использовании женского труда в промышленности, в государственном и кооперативном аппарате» . Цель постановление – использовать труд женщин в промышленности. Местная газета «Бирюсинский рабочий» опубликовала статью «Женщины могут работать в лесу наравне с мужчинами!»: Дорохова Евдокия, Чередникова Александра, Санжиева Варвара, Кузнецова Мария, …которые ручной пилой выполнили норму наравне и даже больше чем бригада мужчин-лесорубов». Вот и скульптура Мухиной прославляла женский труд равный мужскому Попытайтесь в документах отыскать объяснение реальных причин такого стереотипного восприятия женского труда. Учащиеся без труда найдут документ о положении спецпереселенцев:« …А потом нас перевели в Паренду ( поселок спецпереселенцев в Тайшетском районе вблизи поселка Квиток) Там не было никаких домов, стоял какой-то полуразрушенный барак. В нем и жили. Спали на каких-то ветках. Спим, а нас снегом засыпает. Мама сделала веник и им стала нас обметать. Потом отец надрал коры и сделал что-то вроде шалаша. Корчевали лес, расчищали поля…Мы голодали так, что собирали в лесу съедобные травы- саранку, щавель, черемшу. От употребления травы в пищу часто болели…Подмешивали в муку опилки. Мама собирала очистки по помойкам…» (Из воспоминаний бывшей спецпереселенки М.В.Мацкевич, архив ИПО «Бирюса-Мемориал») Учитель: В СССР труд женщин на лесоповале был официально запрещён только в 1956 году. Хочу обратить ваше внимание на несуразность газетных заголовков-призывов прославляющих не что иное, как заставить женщин работать наравне с мужчинами в таких тяжелых условиях как лесоповал! Так о какой же черте реального тоталитаризма идет речь? Унификация труда и жизни в советском обществе, эксплуатация принудительного труда, как одна из форм насилия над человеком. . Учитель: Анализ документов и основных черт тоталитарной политической системы сталинизма мы закончим созданием синквейна Синквейн – от французского слова «пять», стихотворение в котором пять строк: 1. Строка- существительное , обозначающее тему синквейна 2 Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные , характерные признаки явления, предмета 3. Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету 4. Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие строки 5. Существительное, выступающее как итог, вывод, подведение черты Один из вариантов синквейна на тему урока: Тоталитаризм Несправедливый, незаконный Ограничивает, лишает, отнимает, ( подчиняет) Одно из условий осуществления власти Деспотия II.Вторая часть урока: Цель – создание условий для развития творческих способностей учащихся. Задание: просмотр телепередачи «Последний вздох. Сбой в системе матрицирования» (судьба жительницы Тайшета Буневич Елены Петровны, бывшей узницы немецкого концлагеря Равенсбрюк и особого исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа «Озерный» ) и создание эссе. Учитель: Тоталитарное государство, как матрица, выращивала людей со стереотипным сознанием, которое есть отпечаток официальной коммунистической идеологии. В сознании людей не должно было остаться таких качеств как свободолюбие, человечность, сострадание к ближнему, критическое восприятие действительности. Но в реальной жизни, как и в фильме «Матрица», процесс матрицирования давал сбой, то есть матрице не удавалось на 100% истребить, уничтожить в людях тех качеств, которые были опасны для тоталитарной политической системы. В человеке, о котором мы посмотрим видео сюжет, после матрицирования причудливым образом сочетались и качества матрицированного (идеологически обработанного) человека и личности, свободной от стереотипов. Эти качества вам предстоит заметить, увидеть в человеке, но это можно сделать только при очень внимательном просмотре сюжета. Затем дома вам предстоит написать короткое сочинение-размышление, то есть эссе, на тему «Последний вздох». Подумайте также над этим названием. Почему «Последний вздох» ? Просмотр видеосюжета «Последний вздох. Судьба Е.П. Буневич», в ходе которого учащиеся ведут рабочие записи, необходимые для написания эссе. Эссе ( попытка, проба, опыт, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как, правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-то и может иметь философский, историко-биографический, научно-популярный, литературно-критический характер. Эстетический стиль отличается образностью, афористичностью. ( БСЭ т.30,стр.522) . Завершение урока: При достаточном времени после просмотра возможна организация беседы в ходе которой учитель обращает внимание учащихся на ключевые моменты сюжета. Домашнее задание: Повторить параграфы учебников истории (§ 26) обществознания ( § 40) ; написать эссе. На следующем уроке по просьбе учителя ученики зачитывают лучшие эссе, проводится обсуждение. Работа над эссе оценивается учителем литературы, возможно выставление оценки в журнал. Опубликовано в сборнике: Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»: По итогам Третьего межрегионального конкурса учителей в 2005 году. Публикации Музея и общественного Центра имени Андрея Сахарова / Науч.ред. Г.В.Клокова. – М.: Права человека, 2005. – 216-227 с.

Loading